Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_01.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:42 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:52:33 2012 Кодировка: koi8-r |
Зорников И.Н., Волкова Л.П.
г. Воронеж
Демократизация социальных процессов в России имеет своей целью построение гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как сфера деятельности самодеятельных организаций, ассоциаций и объединений имеет следующие главные черты:
Применительно к
международной деятельности вузов можно выделить
ряд изменений, происходящих в ходе становления
гражданского общества в России.
Во-первых, изменились принципы и
приоритеты набора контингента иностранных
учащихся в российские вузы. На практике
реализуется принцип открытости российской
системы образования для всех граждан зарубежных
стран, независимо от их подданства, политических
взглядов, вероисповедания и т.п. Отошли в прошлое
идейно-политические приоритеты набора
иностранных граждан в высшие учебные заведения.
Во-вторых, изменилось содержание
обучения иностранных граждан. Профессиональное
образование в российских вузах все больше
осуществляется на основе общемировых достижений
науки и техники, что облегчает иностранным
выпускникам последующее трудоустройство и
работу по профессии. Расширяющийся
интернациональный характер российского высшего
образования способствует обретению большей
свободы выбора и профессиональной мобильности
специалиста.
В-третьих, иностранные учащиеся
приобретают в России все больше гражданских прав
и свобод. Это касается их образовательной,
экономической и политической деятельности. Шире
стали и возможности миграции как в самой России,
так и за ее пределами.
В-четвертых, российский вузы получили
широкую автономию во внешних связях, выборе
зарубежных партнеров, определении объемов и форм
реализации образовательных обменов. Более 40%
иностранных учащихся российские вузы набирают
благодаря прямым контактам, около 25% - через
бывших выпускников, а остальные - с помощью
посредников и рекламы.
В этой связи следует заметить, что
расширение самостоятельности наиболее
благотворно отразилось на крупных вузах со
сложившимися международными связями, имеющих
прямые контакты со своими бывшими выпускниками,
способных организовать набор в странах их
проживания. Отраслевые институты, лишившись
государственной поддержки, потеряли и
контингент иностранных учащихся, сократившийся
в периферийных вузах в 3 раза.
В-пятых, интернационализация
информационного пространства на основе Internet
расширила степень свободы научной деятелтности
российских ученых и преподавателей. Они чаще
участвуют в международных симпозиумах и
конференциях. Все шире практика прямых
неправительственных договоров и соглашений,
совместных научных исследованиях. Наука всегда
была интернациональной и в условиях
развивающейся интернационализации всех сфер
общественной жизни она идет впереди, создавая
основу экономической и соцокультурной
интеграции.
В-шестых, интенсификация
разнообразных международных связей объективно
требует выравнивания нормативно-правового
регулирования разными сторонами социальной
жизнедеятельности. В этой связи под влиянием
норм западной демократии меняются в сторону
демократизации юридически нормы российского
общества. Это стимулирует развитие гражданского
общества в России.
В-седьмых, расширение
самоуправленческих начал в деятельности
объдинений и организаций, занимающихся
международной деятельностью (как обязательный
атрибут гражданского общества), привело к
возникновению новых форм управления и
координации интернациональных связей.
Регионализация государственного управления, с
одной стороны, и активизация международной
интеграции с другой стороны, привели к появлению
Региональных Центров международного
сотрудничества вузов, что позволяет объединить
усилия по подбору контингента учащихся в
зарубежных странах, расширить спектр
специальностей, предлагаемых иностранным
гражданам, обмениваться
профессорско-преподавательским составом как
российских, так и зарубежных вузов, расширить
информационную базу вузов, теснее работать с
региональной администрацией и т.д.
В заключении следует отметить, что
интернационализация международной деятельности
вузов находится в диалектическом единстве с
процессом развития гражданского общества в
России. С одной стороны, международная
интеграция стимулирует и требует интенсификации
процесса становления гражданского общества. С
другой стороны, появившиеся в России первые
приметы и черты демократического гражданского
общества интенсифицируют процессы
международной интеграции.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]