Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/1_12.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:51:59 2012 Кодировка: koi8-r |
Займалин Е.П.
г.Ульяновск
Для адекватного понимания
сложных процессов перехода от тоталитаризма к
гражданскому обществу, от плановой экономики к
рыночной необходимо отказаться от иллюзии
саморегулирующегося рынка, которую
неоклассическая экономическая теория кладет в
основу своих теоретических построений. С
разгосударствлением собственности и передачей
части властных полномочий из центра на места
складывается иная социальная структура,
меняется характер социального расслоения, а,
следовательно, и социального неравенства. Наряду
с трудовыми доходами появляются доходы от
собственности и предпринимательства, поэтому
важно не допустить злоупотребления властными и
управленческими полномочиями со стороны
собственников и управленцев в преследовании
своих интересов. Ведь распределение ресурсов и
доходов между основными социальными группами:
наемными работниками, собственниками,
предпринимателями и управляющими - определяет
основные пропорции национального продукта, а,
следовательно, темпы экономического роста.
Рынок, как показал Д.М.Кейнс, не может
автоматически обеспечить эффективное
использование ресурсов.
Пороки неоклассики устраняются другим
направлением экономической науки -
институционализмом (Т.Веблен, У.Митчел,
Д.Коммонс), а также экономической социологией
(М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс). Они не
абстрагируются от социальных факторов
гражданского общества, а с самого начала кладут
их в основу своих концепций: институты, отношения
власти и собственности, ценности и нормы [4].
Для решения социально-экономических проблем,
особенно в период реформ, необходимо опираться
на эти аналитические подходы.
В условиях расширения сферы свободы
личности и сужения области
административно-командного управления
отношения между сторонами на рынке, и прежде
всего, между работодателями и наемными
работниками, приобретают форму контракта, т.е.
юридической формы компромисса интересов сторон.
Именно компромисса между независимыми друг от
друга сторонами, а не навязывания своей воли
другой стороне, как это происходит в командной
экономике. Права и обязанности сторон, условия их
соблюдения и выполнения, санкции за их нарушение
оговариваются в контрактах и не должны входить в
противоречие с правовыми нормами общества, за
чем призвано строго следить государство, которое
применяет санкции к нарушителям договоров, а в
случае необходимости корректирует
законодательство.
Развитие рыночных отношений - это
развитие контрактных отношений! Такой угол
зрения на развитие рыночных отношений изменяет
характер социально-экономической политики. Не
устранять недостатки рынка задним числом, а с
самого начала создавать условия честной
конкуренции. Э.Дюркгейм так выражал эту мысль:
развитие контрактных свободных отношений, как
юридической формы рыночного обмена, неизбежно
ведет к созданию равных условий конкурентной
борьбы между индивидами за развитие и
практическое применение своих способностей [1]. Но в этом историческом процессе нет
автоматизма, для формирования таких условий
необходима соответствующая договорная политика
государства.
Чтобы достичь такого общественного
порядка, при котором личность свободна и
обладает возможностями для своего
профессионального развития и самореализации,
социально-экономическая политика должна
обеспечить решение следующих задач: 1)создание
равных возможностей для обучения выбранной в
соответствии со способностями профессии;
2)создание равных возможностей включения в
трудовой процесс, повышения квалификации и
продвижения по служебной лестнице; борьба с
безработицей; 3) получение вознаграждения за
труд, обеспечивающего нормальный уровень жизни
работнику и его семье; регулирование трудовых
отношений между работниками и работодателями;
4)контроль за качеством товаров и услуг,
приобретаемых на рынке; антимонопольный
контроль.
В условиях, когда индивиды свободны,
общественная кооперация труда возможна двумя
способами: посредством обмена или посредством
правил [3]. Соответственно, решение
вышеуказанных задач может быть основано либо на
обмене между индивидами, имеющими свободу выбора
в конкурентной борьбе, либо на правилах,
определяющих поведение индивидов и
ограничивающих, или вообще устраняющих свободу
выбора. В первом случае мы имеем дело с рыночной
организацией труда, когда индивиды в поисках
выгоды заключают между собой контракты, во
втором - с административной, когда одной из
сторон отношений выступает государство.
Поскольку правовые нормы реализуются через
запреты, обязанности и предоставление
возможностей, то гражданское законодательство
сильно различается по своему характеру в
рыночной и административной организации труда. В
первом случае акцент делается на предоставлении
возможностей (разрешено все, что не запрещено), во
втором - на запрещениях (запрещено все, что не
разрешено).
В рыночной организации труда огромное
значение приобретает, как отмечал М.Вебер,
формальная рациональность капиталистического
расчета и базирующаяся на ней калькуляция
издержек. В административной организации труда
господствует независимая (самостоятельная)
рациональность, опирающаяся на общественные
ценности и измерение благ в натуральных
показателях [3]. Соответственно различен
и характер управления в этих системах: целью
первого является получение выгоды, второго -
поддержание общих образцов поведения и
потребления. Складывающиеся отношения
собственности и власти обусловливают социальное
расслоение: в первом случае преимущества
присваиваются собственниками, менеджерами и
предпринимателями, во втором - административным
аппаратом.
Поскольку ни регулирующий, ни
административный порядок в отдельности не могут
обеспечить создание равных условий конкурентной
борьбы между индивидами, устранить эти
недостатки призвана государственная политика,
учитывающая как общественные ценности, так и
формальную рациональность капиталистического
расчета.
Этот сложный процесс развития
социально-экономической политики к гармоничному
сочетанию общественных ценностей с формальной
рациональностью капиталистического расчета
происходит в борьбе между интересами социальных
групп и поиске компромисса между ними. Д.Коммонс,
один из родоначальников институционализма,
изучал влияние исторического развития рынка на
отношения власти и собственности. Он обнаружил
очень важную историческую тенденцию: с развитием
индустриального общества фокус конкурентной
борьбы перемещается из сферы борьбы за цену
товаров и услуг в сферу борьбы за цену и условия
труда [2]. Вследствие этого именно
соотношение сил и власти на рынке труда
определяет распределение доходов между
социальными группами в демократическом
обществе, а, следовательно, структуру ВНП и темпы
экономического роста. Отсюда следует огромное
значение трудовых отношений и трудовой политики
государства для успешного решения современных
макроэкономических проблем.
Переход России к рынку показал
массовое несоблюдение договоров, невыполнение
администрациями предприятий обязательств:
Работники, страдающие от
невыполнения обязательств, не подают иски в суд
на администрацию, потому что, во-первых, боятся
испортить отношения с начальством и потерять
работу, а, во-вторых, понимают, что их бедственное
положение связано с общим кризисом в России.
Руководители предприятий ориентируются на
целесообразность использования средств (т.е., на
прямую рациональность), игнорируя формальную
рациональность капиталистического расчета,
нарушая запреты и не выполняя обязательств.
Объясняют они такое поведение недостатком
оборотных средств. Почему же к предприятиям не
возвращаются в виде доходов от продажи их
продукции те средства, которые они затратили на
производство?
Ответ на этот вопрос должен учитывать
микро- и макроэкономические связи в системе,
четко прослеживая причинно-следственные связи.
Макроэкономическая стабильность предполагает
непрерывный круговой поток денег между
домашними хозяйствами и бизнесом через рынок
товаров и рынок факторов производства. Причинами
утечки денег из кругового потока являются:
С точки зрения
институционализма, государство должно навести
порядок в законодательстве и его применении для
частичного устранения вышеуказанных причин
сокращения отечественного производства, но при
этом оно должно сохранить свободу
предпринимательства. Государство должно
научиться защищать права и интересы трудящихся в
условиях рынка, а не переходить к командной
экономике. Когда работникам выплачивают
мизерную зарплату, да еще и задерживают выплату,
тогда с их стороны резко сокращается спрос на
продукцию отечественного производства,
уменьшаются налоговые поступления в бюджет и
отчисления во внебюджетные фонды.
Как же добиться более или менее
справедливого распределения доходов в условиях
рынка? Необходимо поставить преграду утечке
денег из реального сектора и добиться
справедливого и эффективного распределения
доходов. Первое должно осуществить государство,
второе - профессиональные организации
работников, защищающие их права и интересы,
заключающие с работодателями коллективные
договоры и соглашения и добивающиеся их
выполнения. Индивидуального трудового контракта
для этой цели недостаточно, так как у
администрации гораздо больше полномочий, чем у
отдельного работника, и в одиночку бороться за
повышение зарплаты и улучшение условий труда
невозможно. Государство, в свою очередь, должно
обеспечить законные права профсоюзов.
Отсюда следует огромное значение
формирования государством равноправных
трудовых отношений для решения
макроэкономических проблем и создания
социального рыночного хозяйства.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]