Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/1_10.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:42 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:51:29 2012 Кодировка: koi8-r |
Якушкина Е.И.
г. Воронеж
Построение в России
гражданского общества невозможно без повышения
уровня политической культуры и формирования
активной жизненной позиции студенчества.
У государственной системы образования
есть потенциальные возможности повлиять на
представления об индивидуальной и групповой
идентичности, формировать и транслировать
компоненты гражданской культуры, правила
социально-культурной и политической
коммуникации в обществе. В этом случае система
высшего образования могла бы стать одним из
важнейших факторов формирования гражданского
общества. Указанные возможности системы
образования широко используются в странах
Запада. К сожалению в России процесс
формирования гражданственности
образовательными средствами не находит широкой
государственной поддержки.
Одной из основных методических задач
преподавания гендерных исследований является
формирование демократических стереотипов
мышления и поведения, коммуникативных навыков ,
толерантности во взаимодействии с другими
социальными субъектами, что, в свою очередь,
будет способствовать расширению социальной базы
формирующегося гражданского общества в России.
В связи с существенными изменениями в
социально-политической, экономической и
культурной жизни России, которые произошли в
последние годы, трансформируются и
взаимоотношения человека и общества.
На фоне возрастающего значения
индивидуальности человеческого бытия в
современном обществе проблема гендерных
отношений становится одной из важнейших.
В условиях современной России идет
ломка сложившихся консервативных тенденций в
освещении роли женщины как
социально-политического субъекта. Гендерные
исследования дают возможность проанализировать
различные направления деятельности женщин в
процессе формирования гражданского общества и, в
первую очередь ее политико-правовой статус
женщин (политика позитивной дискриминации,
концепция равных прав, протекционизм по
отношению к разным категориям женщин).
Происходит осознание женщиной своего нового
положения в быстро меняющемся подчас
нестабильном мире, в котором утрачены границы в
области формирования гендерных стереотипов.
Актуализируются проблемы, которые ранее либо
замалчивались, игнорировались, не замечались,
либо не вставали столь остро, как в наши дни.
В этой ситуации резко возрастает
необходимость научного осмысления новой
гендерной ориентации в современной российской
культуре. Изменяются привычные гендерные
стереотипы, что требует анализа положения
женщины на стыке различных гуманитарных
дисциплин, таких как социальная философия,
политическая психология, социология,
культурология, история и т.д. Одним словом, данный
курс должен иметь ярко выраженный
междисциплинарный характер.
Курс "Гендерные исследования"
призван заполнить свободную пока нишу в системе
гуманитарных наук, отведенную для проблемы
исследования гендера, на представление
ценностей мужской и женской сущностей,
определение новых гендерных ролей и статусов, на
решение "женского вопроса", которое должно
строиться на принципиально новой стратегии,
эгалитарной, т.е. стратегии равных возможностей,
а, главное, максимально приблизить молодое
поколение к практическому решению проблем,
возникающих в связи с деструкцией традиционных
ценностных иерархий в обществе.
В задачи данного курса прежде всего
входит введение ключевых понятий, связанных с
гендерной проблематикой, и особенно понятия
"гендер", как социально-культурной
категории, создание методологической базы, идей,
концептов для передачи материала курса,
позволяющих сформировать у студентов общие
представления о значимости и актуальности
гендерной проблематики, а также создать языковые
контуры, связанные с гендерной политикой на
основе русской лексики.
Особую значимость данный курс
представляет для крупных региональных центров, с
развитой инфраструктурой, научными и
производственными потенциалами, богатыми
культурными и историческими традициями. Именно в
таких центрах гендерные проблемы возникают
гораздо чаще, что предполагает разработку
теоретического инструментария и адекватных
практических способов решения насущных проблем.
К примеру, в Воронежском госуниверситете, где
обучается более 16 000 студентов, гендерные
исследования не преподаются и дефицит знаний по
этой проблеме очевиден.
Курс предполагает изучение и анализ
роли женщины в истории мировой культуры с
древности до новейшей истории, а также в
контексте Отечественной культуры (Древняя Русь,
досоветский, советский и постсоветский периоды)
особенно важное значение имеет компаративный
анализ, ибо современные социо-культурные
ориентиры России имеют тенденции к движению к
"открытому обществу".
Предполагается ознакомление
студентов с наиболее характерными моделями
взаимоотношения полов в различных культурах
Запада и Востока. Для России кросскультурный
анализ имеет особую значимость в силу
географического положения между Западом и
Востоком, что существенным образом влияет на
характер Отечественной культуры и в том числе на
гендерные отношения.
Особого внимание требует рассмотрение
феминистского движения и феминистской теории,
отраженные в новейших исследованиях западных
ученых и российских исследователей. Необходимо
ввести студентов в рассмотрение круга тем и идей
либерального, марксистского,
психоаналитического феминизма. Это необходимо
для того, чтобы, учитывая западный опыт,
рассчитать оптимальное и эффективное
практическое применение этой теории для России.
Внедрение данного спецкурса в систему
высшего образования своевременно. Спектр
гуманитарных наук без курса гендерных
исследований не полон. Важность преподавания
гендерных исследований обусловлена
необходимостью подготовки студентов к жизни в
условиях глобализации общества, что требует
формирования активного типа личности и
либерально-демократической модели
социально-политического поведения.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]