Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/82.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:28 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:36:42 2012
Кодировка: koi8-r
ЗОНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ - СТАРЫЙ ОПЫТ РОССИИ?

Т. Якушкина
г. Омск

ЗОНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ - СТАРЫЙ ОПЫТ РОССИИ?

    В странах старой демократии в последнее время все настойчивее звучит мысль о том, что демократия - это не состояние, а принцип жизненного поведения, которому надо учиться и учить. Уже более четверти века в США работают различные проекты по преподаванию основ гражданственности, около пяти лет подобные шаги предпринимаются и в Западной Европе. В течение 1998-2000 годов действовал специальный проект Совета Европы, направленный на разработку инициатив и общей концепции воспитания гражданского участия в Европе. Проведение конференции, подобной сегодняшней, свидетельствует о том, что и Россия, страна с формирующимися демократическими традициями, стремится развиваться в соответствии с мировыми тенденциями. Однако для нас изучение зарубежного опыта в этом отношении может стать своего рода открытием: идеи и акции, которые на Западе воспринимаются как принципиально новые, в России, как выясняется, уже были апробированы, правда, в свете иных - не демократических - ценностей.
    Процессы глобализации и интернационализации постепенно приводят к тому, что идеология гражданского воспитания, разработанная в США, занимает ведущие позиции и в системе образования Западной Европы. Гражданами не рождаются, а становятся. В свете этого утверждения основополагающее значение в формировании будущей общественной позиции ребенка приобретают образование и воспитание. Если мы хотим сохранить демократические ценности, мы должны воспитать совершенно определенные знания и навыки: принимать осознанные решения, понимать важность правопорядка, совместно работать на благо общества, проявлять терпимость к инакомыслящим и другое. Овладение навыком подразумевает необходимость практики. Поэтому, прежде чем ученики опустят бюллетени на своих первых выборах в качестве взрослых избирателей, они должны уже иметь опыт демократического участия. Школа и должна стать той площадкой, где ученики практически осваивают свои первые уроки демократии. Новая общественная функция школы требует не только изменения стиля обучения и форм организации внутришкольной жизни, но и вовлечения учащихся в различные формы общественной жизни вне школы.
    Главной в системе образования должна стать подготовка школьников к новой форме гражданственности. В документах Совета Европы она определена как "citoyennete plurielle" ("гражданственность множества"). Имеется в виду постепенное осознание молодыми людьми своей причастности к различным уровням общественной жизни: от дома и улицы, где живешь, до судьбы государства, Европы, всего мира.
    В этой связи большой интерес вызывают те проекты и инициативы, которые направлены на формирование ответственной жизненной позиции. Школьники должны понять, подчеркивает Совет Европы, что реализация личных жизненных планов во многом зависит от активного гражданского участия каждого на всех уровнях жизни общества.
    К числу таких инициатив относится идея создания "зон гражданского участия". В ее основе лежит принцип "поиск - действие", осуществляемый на основах плюрализма, партнерства и самоуправления. Разрабатывая этот проект-идею, Совет Европы стремился согласовать принцип индивидуальной свободы с пониманием необходимости сотрудничества всех членов общества для блага общества, а в конечном счете - самого индивида. Речь идет о выявлении определенной общественной потребности и объединении усилий различных людей и организаций для ее реализации. Принципиально важным моментом является то, что не государственные структуры руководят деятельностью людей, а наоборот: инициатива, идущая снизу -.отдельного человека, организации, ассоциации, партии - осуществляется на основах самоуправления, и государственные структуры задействуются наравне с любыми другими для оказания нужной поддержки. При этом школьники рассматриваются как равноправные члены общества, и их участие в подобного рода инициативах не только приветствуется, но рассматривается как принципиально важное. В дидактическом плане это позволяет решать целый комплекс задач:

    Идея создания зон демократического участия, несмотря на свою новизну, находит горячих сторонников в Европе. Италия, которая также, как и Россия, переживает реформу школьной системы, одной из первых стремится реализовать ее на практике. Уже около десяти лет в Италии существуют сети школ - объединения из нескольких учебных заведений, созданные для реализации совместных (чаще культурных) проектов. Они и стали базой для создания зон демократического участия. Таков, например, Тирренский проект, по инициативе Тирренского музея мелиорации и рыбы объединивший ряд школ Рима для изучения культурного наследия семей, живущих в коммуне Фьюмичино. Сейчас к нему удалось подключить, как мы бы сказали, и районную администрацию, которая финансирует создаваемые школьниками две газеты. В планах на будущее - привлечь к сотрудничеству руководство и конкретные организации провинций Рима для создания сети метеорологического наблюдения за чистотой воздуха, строительство велосипедной дорожки, связывающей все школы проекта.
    В области Венето государственная средняя школа "Уго Фосколо" стала координатором проекта, объединившего, помимо ряда школ, университет, библиотеку, местное санитарное объединение, газету и даже - посредством Интернет - Массачусетский технологический институт. Цель этого проекта - через проведение различного рода совместных мероприятий привить чувство общности жителям маленького, но активно строящегося городского центра, куда в последнее время активно стекаются люди из разных областей Италии. Школьники создали свой Коммунальный Совет Подростков, который сотрудничает с Коммунальным Советом взрослых.
    Эти и другие итальянские инициативы, как и в целом идея создания зон демократического участия, воспринимаются в свете европейского опыта как новые. В свете опыта нашей страны - как отзвуки советского прошлого: шефство, движение следопытов и многое другое. Однако внешнее сходство только сильнее выявляет различия: весь исторический опыт России заключается в отрицании личного во имя общественного, понимаемого как государственное; опыт демократических государств Европы и Америки - в понимании личности как приоритетной ценности общества. Сможет ли Россия использовать знакомые ей формы общественной жизни для формирования уже иных - демократических - ценностей - это и есть главный вопрос сегодняшнего дня.