Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/80.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:35:37 2012 Кодировка: koi8-r |
А. Тряпицын
г. Санкт-Петербург
1. В современном мире очевидно возрастание роли образования, превращение его в важный фактор человеческой жизни, развития общества, которое в первую очередь зависит от образованности общества. Этот процесс невозможен без участия учителей, готовых и умеющих работать в условиях стремительно изменяющегося мира. Одной из наиболее ярких особенностей развития современной отечественной школы является ее демократический, открытый характер. Для решения задач развития школа все активнее устанавливает разнообразные связи с различными социальными группами как внутри страны, так и за рубежом. Таким образом, межкультурное взаимодействие является одним из основополагающих факторов развития российского педагогического сообщества. Это обусловлено расширением международных контактов современной российской школы, предполагающим применение различных педагогических и управленческих умений в контексте межкультурного взаимодействия.
2. Вывод - межкультурное взаимодействие способствует постижению такого понятия, как "картина мира". Наиболее адекватным понятием картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека. Картина мира дуалистична по своей природе. Она существует как неопредмеченный элемент сознания и жизненной деятельности человека, а также в виде опредмеченных "следов", появившихся в результате жизнедеятельности человека. "Отпечатки" картины мира можно обнаружить в языке, в жестах, в культовом и светском изобразительном искусстве и музыке, ритуалах, вещах, этикете, мимике, модах, способах ведения хозяйства, технологии вещей, построенных с учетом "логики" вещевого мира, вычлененной и запечатленной в картине мира различного рода социокультурных стереотипах поведения людей и т.д. С одной стороны, картина мира эксплицирует образы мира, связанные с жизнедеятельностью человека, с другой стороны, имеет место процесс возникновения новых образов мира, осуществляемых в ходе специальной рефлексии систематического характера. Индивидуальная картина мира синтезирует в себе единство "личного" и "народного". Поскольку картины мира различных людей имеют общее ядро, которое "народно", они являются соизмеримыми величинами. Выступая универсальным посредником между разными сферами человеческой культуры, картина мира содействует интеграции людей в обществе. Социальная потребность в картине мира состоит в желании достичь единства видения действительности, создать средство, обеспечивающее интеграцию индивидов и групп и общее руководство разнообразными трудовыми процессами.
3. Межкультурное взаимодействие понимается сегодня как соприкосновение и влияние, воздействие специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в профессиональной деятельности в социальных системах. Основами межкультурного взаимодействия являются: речь и речевая культура; культура общения; информационная культура; стиль, культура поведения в условиях профессиональной деятельности; культура творчества; профессиональная культура; культура труда и быта; культура самореализации; культура потребления; нравственная культура; правовая культура; политическая культура; этическая культура; научно-техническая культура; культура управления (принятия решений, решений конфликтов, культура риска и т.д.). Любое из этих направлений заслуживает отдельного внимания.
4. Пути подготовки к межкультурному взаимодействию:
Международные конференции, семинары, разработанные программы обучения специалистов должны быть подчинены единой цели - созданию согласованной теории и практики достижения максимального согласия в обществе за счет открытости и взаимного информирования.