Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/75.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:34 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:30:47 2012
Кодировка: koi8-r
О СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

С. Канунников, Т. Синичникова
г. Омск

О СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СТАЖИРОВКИ ПО ПРОГРАММЕ
"СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ"

    Директора лицеев и гимназий были первой группой работников образования, стажировавшимися в США по программе "Связи с общественностью". Программа преследовала следующие цели:

    За 21 день стажировки перед нами выступили: управляющие учебными округами, которые рассказали о своей роли в составлении учебных программ для школ с 12-летним периодом обучения, о взаимодействиях учителей, родителей, учащихся и руководителей школ, о финансировании государственных школ и распределении денежных средств (подушевое финансирование), об использовании рейтинговой системы в образовании, о процессе вербовки и найма на работу учителей, о внедрении современных технических средств обучения и форм (аудио-, видеотехника, телемосты, международные телеконференции), о системе грантов.
    Директора начальных неполных средних и средних общеобразовательных школ поделились опытом о том, как они:

    Образование рассматривается как сфера бизнеса и в этом убедили нас руководители спец. программ: будь то программы для одаренных детей, или альтернативные программы, или спец. программы "Музей пустыни Соноры" или "Биосфера - 2", будь то программы для католической школы, которая финансируется церковью, или же программы по обучению взрослых с целью самосовершенствования, переподготовки или просто для удовольствия.
    Отсутствие системного подхода не позволяет говорить о системе образования в широком смысле этого слова, а только о структуре образования. Но прежде несколько слов об истории вопроса. С 1964 г. школы для бедных и богатых начали финансироваться одинаково.
    С этого же года начали создаваться школы по национальному признаку. Равенство в получении образования определяет единство нации.
    Но в Америке каждый штат определяет, задает свои стандарты. Школы финансируются за счет бюджета штата и за счет налогов со строительства. Совет распределят финансы, которые поступают соответственно количеству учащихся, то есть осуществляется нормативное подушевое финансирование. Налоги с недвижимости составляют половину бюджета школ, вторая часть - налоги с продажи продуктов.
    Так вот, если вернуться к структуре образования, то она такова:

    Штат делится на графства. Графства - на округа. Округа представляют собой школьные районы. Это, что касается управления образованием.
    Сама же система, если ее можно так назвать, двухступенчатая. С детского сада до 6 класса дифференциации нет. С 7 класса идет выбор ступеней сложности, но при этом обязательным является изучение в течение 4-х лет социальных наук, точных наук, английского языка и литературы, испанского.
    Учебный год 175 дней (9 месяцев), каникулы - июнь, июль, август.
    Отпуск директора - 20 дней.
    У учителей - все лето, но неоплачиваемый, время профессионального совершенствования, получения лицензии. Директор общается в коллегами 2 раза в месяц: 1 раз на официальном совещании, второй - на личной встрече с коллегами по профессиональным интересам и личным привязанностям.
    Педработник имеет право в год только на 10 дней оплачиваемого больничного листа. Поурочные планы обязательны. Журналы сдаются на проверку 1 раз в 4 недели.
    Если говорить о том, что нас удивило и буквально сокрушило -

    Если говорить об отборе содержания образования, об уровне спец. и общеучебных умений и навыков, то в России они гораздо выше.