Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/75.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:30:47 2012 Кодировка: koi8-r |
С. Канунников, Т. Синичникова
г. Омск
Директора лицеев и гимназий были первой группой работников образования, стажировавшимися в США по программе "Связи с общественностью". Программа преследовала следующие цели:
За 21 день стажировки перед
нами выступили: управляющие учебными округами,
которые рассказали о своей роли в составлении
учебных программ для школ с 12-летним периодом
обучения, о взаимодействиях учителей, родителей,
учащихся и руководителей школ, о финансировании
государственных школ и распределении денежных
средств (подушевое финансирование), об
использовании рейтинговой системы в
образовании, о процессе вербовки и найма на
работу учителей, о внедрении современных
технических средств обучения и форм (аудио-,
видеотехника, телемосты, международные
телеконференции), о системе грантов.
Директора начальных неполных средних
и средних общеобразовательных школ поделились
опытом о том, как они:
Образование
рассматривается как сфера бизнеса и в этом
убедили нас руководители спец. программ: будь то
программы для одаренных детей, или
альтернативные программы, или спец. программы
"Музей пустыни Соноры" или "Биосфера -
2", будь то программы для католической школы,
которая финансируется церковью, или же программы
по обучению взрослых с целью
самосовершенствования, переподготовки или
просто для удовольствия.
Отсутствие системного подхода не
позволяет говорить о системе образования в
широком смысле этого слова, а только о структуре
образования. Но прежде несколько слов об истории
вопроса. С 1964 г. школы для бедных и богатых начали
финансироваться одинаково.
С этого же года начали создаваться
школы по национальному признаку. Равенство в
получении образования определяет единство
нации.
Но в Америке каждый штат определяет,
задает свои стандарты. Школы финансируются за
счет бюджета штата и за счет налогов со
строительства. Совет распределят финансы,
которые поступают соответственно количеству
учащихся, то есть осуществляется нормативное
подушевое финансирование. Налоги с недвижимости
составляют половину бюджета школ, вторая часть -
налоги с продажи продуктов.
Так вот, если вернуться к структуре
образования, то она такова:
Штат делится на графства.
Графства - на округа. Округа представляют собой
школьные районы. Это, что касается управления
образованием.
Сама же система, если ее можно так
назвать, двухступенчатая. С детского сада до 6
класса дифференциации нет. С 7 класса идет выбор
ступеней сложности, но при этом обязательным
является изучение в течение 4-х лет социальных
наук, точных наук, английского языка и
литературы, испанского.
Учебный год 175 дней (9 месяцев), каникулы
- июнь, июль, август.
Отпуск директора - 20 дней.
У учителей - все лето, но
неоплачиваемый, время профессионального
совершенствования, получения лицензии. Директор
общается в коллегами 2 раза в месяц: 1 раз на
официальном совещании, второй - на личной встрече
с коллегами по профессиональным интересам и
личным привязанностям.
Педработник имеет право в год только
на 10 дней оплачиваемого больничного листа.
Поурочные планы обязательны. Журналы сдаются на
проверку 1 раз в 4 недели.
Если говорить о том, что нас удивило и
буквально сокрушило -
Если говорить об отборе содержания образования, об уровне спец. и общеучебных умений и навыков, то в России они гораздо выше.