Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/73.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:27 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:29:59 2012
Кодировка: koi8-r
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

О. Фадеева
г. Омск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

    Человечество вступает в новое тысячелетие под знаком интеграции. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологии устраняет границы и создает реальную осязаемость мирового пространства.
    Судьбы народов и судьба каждого человека все больше вовлекается в зависимость от процессов, результатом которых является трансформация всего международного сообщества. В современных условиях становления мирового образовательного пространства особое значение приобретает совершенствование системы высшего образования.
    Основная направленность современного образования характеризуется, с одной стороны, заботой о качестве образования, а с другой - поиском условий поддержки студента как будущего учителя в самоактуализации, в раскрытии и развитии его личностного потенциала, в продвижении студента внутри профессиональной образовательной программы.
    Одним из показателей качества образования, как известно, является конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения. Но основная проблема, на наш взгляд, состоит не столько в том, что должно быть достигнуто - это отражено в образовательных стандартах профессионального образования и квалификационных характеристиках будущих учителей, но также и в том, как обеспечивается достижение заданных целей.
    Управление качеством образования в рамках новой образовательной парадигмы, в которой личность обучающегося является основной социальной ценностью, представляется возможным лишь при наличии объективной информации о том, как осуществляется траектория личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом вузе, а также при изучении процесса подготовки будущих учителей и качественных изменений, происходящих в студенте как потребителе данной системы. Особую значимость в этих условиях приобретает получение объективных данных о процессе становления профессиональной психолого-педагогической компетентности, о том, как происходит рост, становление, развитие, интеграция и реализация в педагогическом процессе и квазипрофессиональной педагогической деятельности профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений; получение данных о том, в какой мере происходит качественное преобразование студентом своего внутреннего мира.
    В психологии и педагогике широко используется термин "профессиональное становление" (Батракова И. С., Вершловский С. Г., Дука Н. А., Зеер Т. В, Митина Л. М., Полуйкова С. Ю., Проданов И. И., Тряпицына А. П., Чекалева Н. В., Щербаков А. И. и др.). Анализ научной литературы показывает, что профессиональное становление может быть представлено двумя способами: по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий), и по структуре деятельности (как совокупность способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). В нашем исследовании под профессиональным становлением понимается становление профессиональной компетентности как процесс овладения средствами решения профессионально-педагогических задач, а также моделями их решений (Мищенко А. И., Чекалева Н. В.).
    Совокупность учебно-профессиональных задач - это определенная целостность, так как отражает основные функции профессионально-педагогической деятельности. Вопрос классификации педагогических задач рассматривался в работах Г.А.Балла, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина, Г.С.Сухобской, Н.В.Чекалевой. Анализируя типологии учебных задач, Г.А.Балл предлагает, на наш взгляд, продуктивный подход, отказываясь от определения задач по функции в учебном процессе и основываясь на абстрагировании от многих существенных признаков деятельности и сосредоточивая внимание на основной функции учебных задач - их направленности на овладение студентом средствами других деятельностей. Он выделяет две категории действий и, соответственно, задач:

  1. Действия, составляющие собственно учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решения которых направлены эти действия (учебные задачи).
  2. Действия, которые субъект должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые он должен научиться решать (критериальные задачи).

    Становление субъектной позиции студента происходит в процессе решения им учебно-профессиональных задач, совокупность которых соответствует основным типам профессиональных задач современного педагога.
    Умение решать педагогические задачи - общепрофессиональное умение, характеризующееся целостным состоянием личности, выражающим ее сознание, стиль мышления, профессиональную позицию и ярко выраженную направленность.
    Направленность личности проявляется в мотивационно-ценностном отношении к действительности.
    Специфика профессионально-педагогической подготовки состоит в том, что многие задачи являются и учебными, и критериальными. Решая учебные задачи, студент овладевает способами решения задач будущей профессиональной деятельности. Кроме того, учебно-профессиональные задачи являются познавательными задачами, решение которых позволяет осознанно осваивать педагогические категории, принципы, закономерности организации педагогического процесса и профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональное становление будущего учителя происходит в процессе овладения им способами решения учебных и критериальных задач.
    Анализируя квалификационную характеристику специалиста, представляется возможным выделить совокупность профессиональных педагогических задач, моделями решений которых должен владеть будущий учитель как необходимым минимумом. Овладение подобными моделями происходит при изучении психолого-педагогических дисциплин.
    В блоке психолого-педагогических дисциплин существуют основные категории (понятия), овладение которыми происходит по спирали, концентрично, проходя через условно выделенные этапы (ценностно-ориентировочный, информационно-деятельностный, проектировочно-оценочный), каждый из которых характеризуется решением определенной совокупности задач в рамках той или иной педагогической дисциплины. Управление качеством образовательного процесса, обеспечение поддержки студента в продвижении по образовательной программе возможно при наличии объективной обратной связи о том, как от этапа к этапу, концентрично происходит овладение способами и моделями решения учебно-профессиональных задач. Объективная обратная связь обеспечивается педагогической диагностикой.
    Анализ современной образовательной ситуации позволяет утверждать, что одной из основных проблем педагогической диагностики является недостаток диагностического "инструментария", который бы позволял проследить динамику изменений в процессе становления будущего учителя.
    Базируясь на общих подходах, разработанных в философии (Дж. Локк, Ф. Энгельс, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Е.И. Воробьева, Корч Ивонна, К.Е. Тарасов), медицине (Авиценна, Гален, С.П. Боткин, Е.И. Чазов), психологии (Ф. Гальтон, А. Бине, В. Анри, З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.), логике, диагностирование направлено на определение уже известной науке сущности явления, которое характеризует внутреннее состояние, структуру и функции объекта с помощью многостороннего его обследования и узнавание характерных признаков с применением как общедиагностических , так и частных для данного диагноза методов и средств. В теории познания выделяют следующие этапы диагностического процесса:

  1. Выявление и узнавание присущих данному объекту диагностических признаков и их идентификация: отражение внешнего образа предмета, процесса, его признаков, отношений и связей.
  2. Постановка диагноза. Заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному, установленному наукой классу, виду предметов.
  3. Реализация полученных знаний на практике для выбора соответственных средств воздействия и превращение знаний в действия по управлению системой, объектом, контролем над её состоянием.

    Диагностическое познание служит конкретным практическим задачам и может стимулировать развитие объекта диагноза, в данном случае - профессионального становления будущего учителя.
    Педагогическая диагностика (в переводе с греческого "способность распознавать") - это процесс постановки "диагноза", т. е. установление уровня развития субъекта диагностики. Суть педагогической диагностики состоит в отслеживании качественных изменений, происходящих в субъекте диагностики, кроме этого, важен анализ собранной информации с целью определения удач и неудач в развитии, профессиональном становлении личности будущего учителя, в раскрытии смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики.
    Функция обратной связи педагогической диагностики позволяет управлять процессом профессионального становления будущего учителя, отслеживая процесс становления умений решения учебно-профессиональных задач.
    Важно отметить, что педагогическая диагностика профессионального становления будущего учителя позволит отслеживать динамику умения студентов решать учебно-профессиональные задачи от этапа к этапу, таким образом, представляется возможным говорить об ориентированности педагогической диагностики на процесс становления будущего учителя. Сегодня при понимании важности педагогической диагностики для обеспечения эффективности педагогического процесса отсутствует система диагностических методик процесса становления будущего учителя. Разработка такой системы определяется потребностью практики. Основой логики конструирования системы диагностических методик является понимание профессионального становления будущего учителя как процесса овладения средствами и моделями решения учебно-профессиональных задач. Разрабатываемая совокупность методик должна учитывать как отечественный, так и зарубежный опыт.

Библиографический список

  1. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Теория. История. Практика. - СПб, 2000.
  2. Морозова О.П. Педагогический словарь - справочник. - Барнаул, 2000.
  3. Тряпицын А.В. Подготовка студентов педагогических вузов к решению управленческих задач развития школы. Автореф. к.п.н., Спб.,2000.
  4. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. - Омск, 1998.