Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/71.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:28 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:29:20 2012 Кодировка: koi8-r |
Е. Глубокова
г. Омск
В последние десятилетия
двадцатого века во многих странах мира
происходят существенные изменения в системе
образования: школьной, профессиональной, высшей.
При всей специфичности школ и педагогики
отдельных стран в них находят отражение
актуальные и глобальные подходы к управлению,
содержанию, формам, методам воспитания и
обучения.
Проблема демократизации школы
остается в центре внимания общественных и
педагогических кругов в ведущих странах мира. У
этого процесса есть общие черты, несмотря на
социальные, политические, экономические и
этнические различия. Все больше сторонников
приобретает концепция антиэгалитарного подхода
в понимании демократизма школьной системы, суть
которого заключается в том, что школа должна
эффективно осуществить две функции:
Антиэгалитаристский подход
к проблеме демократизации основан на
преемственности ступеней образования, и вместе с
тем, на идеях плюрализма, вариативности,
диверсификации общеобразовательной школы.
Вследствие этого открывается перспектива
формирования многозначной по целям, содержанию,
типам учебных заведений структуры
общеобразовательной школы. Принципы
демократизации образования, провозглашенные в
России в начале 90-х годов, создают возможности
формирования такой школы. Одна из значительных
проблем демократизации школы - организация
учебного процесса, результатом которого
становится творческая индивидуальность.
Современные педагогические
исследования доказывают на теоретическом и
практическом уровне положение о том, что
творческий характер жизнедеятельности
определяет развитие творческой
индивидуальности субъектов образования.
С точки зрения педагогики, творческая
индивидуальность человека - это качественная
характеристика бесконечно развивающегося в
своей социально-экзистенциональной
самобытности и целостности человека, которая
проявляется в освоении и построении им опыта
созидательной жизни - созидании многообразного
Мира (Природы, Культуры, Другого, Себя самого) -
как способа возвышения своей человеческой
сущности как основы авторского построения своей
жизнедеятельности. Развитие творческой
индивидуальности субъектов образования
определяется усилением воспитательной функции
образования. В мировой педагогике определились
главные тенденции развития педагогического
образования:
Для реализации этих
тенденций разрабатываются модели идеального
учителя и его подготовки. Так, модель японских
ученых включает существенные признаки и
качества: способность одновременно учить и
воспитывать, прочное теоретическое
педагогическое образование, высокая культура и
осознание ценности воспитания, свобода и
ответственность.
Российский учебный В.А. Сластенин
предлагает следующий подход: педагогическое
образование должно давать общие педагогические
знания и умения, формировать типичные
профессионально-личностные качества учителя и
качества, соответствующие специализации.
Личность учителя должна быть индивидуальной.
Метод такого педагогического образования -
проблемное обучение, когда знания приобретаются
в ходе дискуссии, при преодолении определенных
трудностей в их понимании. Будущий учитель
должен обучаться, соприкасаясь с проблемами, с
которыми ему предстоит столкнуться в школе, хотя
все богатство жизнедеятельности отразить и
предусмотреть невозможно.
Между идеальными моделями и
фактической подготовкой учителей существует
заметная разница. На практике в педагогическом
образовании доминирует функциональный подход,
выражающийся в слабых свзях между учебными
дисциплинами, подготовке к отдельным видам
учебногй и педагогической деятельности, в
результате чего нет целостного педагогического
образования. Труднеее и медленнее всего в опыте
созидательной жизни будущего педагога
происходят изменения, касающиеся содержания его
ценностно-смысловой оринтации на личность
ребенка и соотношения его внимания к развитию
внутреннего мира и внешнего поведения школьника.
Студенты и педагоги охотнее всего овладевают
новыми формами педагогической деятельности, в
меньшей степени при этом обращая внимание на
приемы педагогической инструментовки -
содействия ребенку в обогащении его опыта
созидательной жизни.
Существенным резервом улучшения
качества подготовки учителя могут стать
программы обучения; игровые формы обучения,
моделирование, дискуссии, микропреподавание.
Немаловажным представляется возрождение,
поддержка традиций студенческой жизни,
эмоциональной атмосферы и микроклимата учебного
заведения.