Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/68.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:27 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:28:07 2012 Кодировка: koi8-r |
И. Голенкова
г. Омск
Участие студентов в
международных программах является не только
незаменимым этапом в модернизации высшего
образования в России, но и в целом оказывает
позитивное влияние на социальные процессы в
обществе. Каждый согласится, что уровень
образования, степень его совершенства
определяют уровень развития общества. И
наоборот, недостатки в образовательных
программах в вузах дают обратное, поскольку
именно они определяют и направляют формирование
будущих специалистов.
Таким образом, чтобы ответить на
вопрос, как международный опыт влияет на
социальные процессы в России, нужно дать ответ на
следующие вопросы: каким образом
образовательный процесс влияет на социальные
процессы в России? Каким должен быть
образовательный процесс, который бы обеспечил
формирование "хорошего гражданина" и
подготовку высококвалифицированных,
востребованных в обществе специалистов,
отвечающих современным тенденциям и требованиям
в обществе? Что значит быть "хорошим
гражданином" и востребованным специалистом?
Каким образом международный опыт влияет на
совершенствование образовательного процесса в
России?
Образовательный процесс во многом
определяет те социальные процессы, которые
происходят в обществе, поскольку именно
образование формирует уровень мышления и
сознание общества. Во-первых, задача
образовательных учреждений подготовить, как
было сказано выше, высококвалифицированных,
востребованных в обществе специалистов,
отвечающих его современным тенденциям и
требованиям. Это значит, выпустить специалиста,
который максимально себя реализует при
минимальном количестве времени, умеет
самостоятельно сформулировать задачу и решить
проблему, словом, быстро адаптироваться к
конкретной ситуации, обладать мобильностью и
чувством ситуации, а также потенциалом и
знаниями, чтобы успешно достигать поставленной в
работе цели. Только при этом условии специалист
будет конкурентоспособным на современном рынке
труда, будет отвечать требованиям современного
мира, где немалое место отводится словам
"конкуренция" и "соревновательность".
Таким образом, образовательный процесс должен
быть максимально направленным на формирование
таких навыков у студента, которые, в свою очередь,
позволят им максимально реализоваться в жизни и
снизить до минимума ту неопределенность
будущего, возникающую у студента по окончании
учебного заведения.
Помимо всего этого, образовательные
учреждения несут на себе большую воспитательную
нагрузку. Их задача не только выпустить хорошего
специалиста, но и "хорошего гражданина" (good
citizen). Что значит, быть "хорошим гражданином"?
Это значит, что он:
Знает законы и правила общества, в
котором живет, а также знает, что общество может
ему дать (установленные государством права и
обязанности человека).
Понимает, что он может дать обществу,
четко осознает свою ответственность перед
обществом.
Здесь уместно процитировать слова
Герхарда Шредера о новом определении задач
общества: "Мы создаем обществу возможности для
самостоятельного регулирования своих интересов
и при этом требуем отдачи от каждой отдельной
личности..."Поощрять и требовать" - это
видится мне правильной максимой политической
деятельности и в отношении гражданского
общества".
То есть образовательный процесс
должен стимулировать активность студентов и
способствовать тому, чтобы эта активность была
осознанной и направленной на достижение
позитивного результата.
Таким образом, модернизация
образования заключается:
Именно эти качества есть
качества гражданина, формирование которых может
и должна обеспечивать современная система
образования, так как они являются
основополагающими для человека, живущего в
демократическом обществе. Они являются
определяющими уровня развития общества, а
следовательно, и многих процессов, происходящих
в нем.
Работа в этих трех направлениях - очень
важная задача образовательных учреждений в
России. Она требует тщательного изучения,
требует преодоления препятствий, мешающих
адаптации образовательной системы к новых
условиям постсоветского времени. В условиях
всеобщей глобализации, когда современные
технологии позволяют осуществлять быстрый обмен
информацией по всему миру, такая сфера, как
образование, тоже усовершенствовала и расширила
свои задачи. Глобализация сферы образования
позволяет значительно быстрее решать локальные
проблемы, производя активный обмен знаниями
разного рода. То есть наилучший способ решить
локальную проблему в образовании есть идея
обмена, в данном случае, международного.
Познакомиться с тем, что достигли в этой сфере
другие, сравнить, использовать международный
опыт - это самый эффективный путь.
В данном случае речь идет о влиянии
международного опыта на систему образования.
Международный обмен студентами отлично
способствует развитию всех трех направлений,
перечисленных выше.
Международный опыт в подготовке
востребованных и высококвалифицированных
специалистов крайне необходим. Очевиден тот
факт, что задача специалиста - добыть как можно
больше знаний в своей сфере и, кроме того, как
можно лучше научиться реализоваться на практике.
Международный обмен дает отличную практику и
открывает возможность приобретения новых
знаний.
Помимо этого, международный опыт в
России является определяющим в становлении
ветви образовательной системы, направленной на
формирования "хорошего гражданина".
Например, введение новых предметов, которые
давно существуют в системе образования США,
требует активного участия российских
преподавателей в программах обмена. Участие
помогает им использовать зарубежный опыт в своей
работе, а также посмотреть на преподаваемый
предмет в новом ракурсе, с учетом того, что все
познается в сравнении. Международный опыт
помогает уничтожить пережитки, мешающие
демократизации образования в России.
Международный обмен студентами дает
им возможность окунуться в образовательные
процессы других стран, своими глазами увидеть,
как это происходит там. А это значит (мой личный
опыт: 4-11 апреля 2001 года, Stanford University, CA, the US,
Russian-American Young Leaders Summit), столкнуться с процессом
вовлечения студентов в общественные
организации, принятия студентами ответственности
в организации учебного процесса, волонтерской
деятельности в университетах и даже в процессах
организации и проведения международных
программ. Один из важных моментов - это поддержка
разного рода студенческих организаций в США со
стороны администраций университета и
правительства. Это развивает как
профессиональные навыки студента, так и умение
быть активным и чувствовать ответственность за
те процессы, которые происходят в обществе.
Использование зарубежного опыта в
образовательной системе позволяет заимствовать
то позитивное, что есть в зарубежных
образовательных системах, но приладив это к
российской действительности.
Международный опыт крайне необходим
при установлении диалога культур, который тоже
немаловажен для совершенствования
образовательной системы России в условиях эпохи
Интернета и глобализации. Участие студентов в
программах по обмену и международных
студенческих конференциях развивает у студентов
самостоятельность, навыки к сравнению и анализу,
умение выбрать из большого потока информации
главную, а также переосмыслить свое привычное
окружение. Это помогает студентам осознать свою
личную роль и ответственность в учебном
процессе, а не переносить всю ответственность в
совершенствовании образовательной программы на
плечи преподавателя. Международный опыт
помогает рассматривать образовательный процесс
как взаимную работу студента и
преподавателя, причем от студента требуется еще
больше: учась плавать, стараться плавать так же
хорошо, как хороший пловец.
Таким образом, международный опыт
крайне необходим в системе образования России, а
следовательно, оказывает позитивное влияние на
те социальные процессы, которые происходят в
обществе. Он позволяет сформировать у молодых
людей навык "править самими собой" (Гёте),
который столь необходим для становления
гражданского общества в России и для
формирования взаимного сотрудничества
индивида и общества.
Deutschland. N5. 2000. Октябрь/ноябрь // Гражданское общество.