Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:29 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:27:44 2012 Кодировка: koi8-r |
О. Струценко
г. Омск
Мое знакомство с
"педагогической мастерской" произошло в 1996
году на курсах Омского института повышения
квалификации: на одном из занятий, посвященном
инновационным педагогическим технологиям,
преподаватель раздал слушателям тексты,
повествующие о сути новой технологии, и пообещал
"оживить" ее на следующем занятии. И,
действительно, ни красочное описание
происходящего на занятиях, ни их
результативность, ни разбор методических
средств и приемов не могут дать представление о
"поразительной действенности" мастерских.
Мастерскую нужно только "прожить".
На занятиях мы узнали, что Мастерская,
или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике
отечественной школы в результате деловых
контактов педагогов России и группы ЖФЭН из
Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это
сокращенное название "Французской группы
нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) -
добровольный творческий союз ученых и практиков
Франции.
Сегодня российские педагоги,
представители движения "Педагоги за мир и
взаимопонимание" принимают участие в
ежегодных Летних университетах, проводимых во
Франции, а французские педагоги регулярно
приезжают в нашу страну. Теоретическая концепция
и практика ЖФЭН сейчас активно используются в
Москве, Санкт-Петербурге, Саратове,
Петрозаводске, Кемерово, Екатеринбурге, Вятке,
Челябинске и др. городах России, а также в
Белоруссии и на Украине. В педагогической печати
сегодня появляются статьи, сборники, монографии,
посвященные развитию теории и практики
"нового образования" в России, которые
свидетельствуют о том, что, обращаясь к
французским методам, педагоги России и стран СНГ
создают свой оригинальный опыт, тесно связанный
и с национальными педагогическими традициями, и
с современными региональными особенностями.
"Французская группа нового
образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ
века, но только с 1984 года окончательно признана
Министерством образования Франции. У истоков
движения стояли такие знаменитые психологи, как
Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в
последние годы объединение возглавлял Анри
Бассис - известный французский педагог, поэт и
драматург, общественный деятель, а сейчас - в роли
президента ЖФЭН - его жена и соратник Одет Бассис.
Ведущие идеи этой целостной и
оригинальной педагогической системы можно
кратко представить в следующих основных
положениях:
Итак, мастерская - одна из
интенсивных технологий обучения, включающая
каждого из ее участников в
"самостроительство" своих знаний через
критическое отношение к имеющимся сведениям, к
поступающей информации и самостоятельные
решения творческих задач.
В мастерской с ее участниками работает
скорее не учитель, руководитель, сколько мастер.
Он озабочен не только передачей знаний и умений
своим ученикам, но и созданием того алгоритма
действий, того творческого процесса, в ходе
которого осуществляется исследование. Каждый
ощущает радость собственного открытия, свою
значимость и уважение неповторимости другого.
Работа педагогической мастерской
будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее
участников будет выполнять предлагаемые задания
по-своему, исходя из своих знаний, умений,
жизненного опыта, интересов и способностей.
Мастерские разнообразны по своей
тематике, содержанию и формам организации, но при
этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги
процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на
деятельность начало мастерской: задание вокруг
слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания.
Далее следует работа с самым разнообразным
материалом: словом, звуком, текстом, цветом,
природными материалами, спичками, схемами и
моделями. Обязательно используется в ходе
мастерской работа в парах или группах с целью
организации диалогового общения, которое легко
выводит каждого на самооценку, самокоррекцию,
помогает увидеть проблему по-новому. И
обязательно для хода каждого занятия включение
учащихся в рефлексивную деятельность: анализ
своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
При изучении содержательных вопросов
особое внимание необходимо обратить на их
понимание каждым ребенком; на личностный смысл
их изучения (включенность знаний в личностный
опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и
отношениями); на значение полученного знания для
дальнейшего самостроительства.
Анализ педагогической литературы и
изучение теоретических оснований построения
технологии педагогических мастерских
способствовали ее реализации на практическом
уровне в процессе уроков музыки на базе
общеобразовательной школы N148 г. Омска:
первоначально, это подготовка интегративного
курса факультатива "Речь. Музыка. Этикет"
для начальной школы, далее - разработка отдельных
тем в 3, 7, 9 классах.
Профессиональный интерес к данной
теме выводит на необходимость исследования
влияния технологии педагогических мастерских на
художественно-творческое развитие детей на
уроках музыки в общеобразовательной школе.
Художественно-творческое развитие
детей в процессе постижения музыкального
искусства принципиально важно ориентировать не
на сумму знаний, обучение основам музыкальной
грамоты, не на приобщение к какому-либо одному
виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию
эмоционально-личностного потенциала, на
духовное становление.
Уроки музыки в общеобразовательной
школе, реализуемые через технологию
педагогических мастерских, помогают
осуществлению творчески-созидательной функции
музыки и предполагают решение целого ряда
актуальных взаимосвязанных задач: