Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:29 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:27:44 2012
Кодировка: koi8-r
ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ"

О. Струценко
г. Омск

ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ"
КАК РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГОВ

    Мое знакомство с "педагогической мастерской" произошло в 1996 году на курсах Омского института повышения квалификации: на одном из занятий, посвященном инновационным педагогическим технологиям, преподаватель раздал слушателям тексты, повествующие о сути новой технологии, и пообещал "оживить" ее на следующем занятии. И, действительно, ни красочное описание происходящего на занятиях, ни их результативность, ни разбор методических средств и приемов не могут дать представление о "поразительной действенности" мастерских. Мастерскую нужно только "прожить".
    На занятиях мы узнали, что Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции.
    Сегодня российские педагоги, представители движения "Педагоги за мир и взаимопонимание" принимают участие в ежегодных Летних университетах, проводимых во Франции, а французские педагоги регулярно приезжают в нашу страну. Теоретическая концепция и практика ЖФЭН сейчас активно используются в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Петрозаводске, Кемерово, Екатеринбурге, Вятке, Челябинске и др. городах России, а также в Белоруссии и на Украине. В педагогической печати сегодня появляются статьи, сборники, монографии, посвященные развитию теории и практики "нового образования" в России, которые свидетельствуют о том, что, обращаясь к французским методам, педагоги России и стран СНГ создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особенностями.
    "Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас - в роли президента ЖФЭН - его жена и соратник Одет Бассис.
    Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:

  1. "Вызов традиционной педагогике".
  2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
  3. "Все способны!".
  4. Интенсивные методы обучения и развития.
  5. Новый тип педагога.
  6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

    Итак, мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
    В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
    Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.
    Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
    При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.
    Анализ педагогической литературы и изучение теоретических оснований построения технологии педагогических мастерских способствовали ее реализации на практическом уровне в процессе уроков музыки на базе общеобразовательной школы N148 г. Омска: первоначально, это подготовка интегративного курса факультатива "Речь. Музыка. Этикет" для начальной школы, далее - разработка отдельных тем в 3, 7, 9 классах.
    Профессиональный интерес к данной теме выводит на необходимость исследования влияния технологии педагогических мастерских на художественно-творческое развитие детей на уроках музыки в общеобразовательной школе.
    Художественно-творческое развитие детей в процессе постижения музыкального искусства принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо одному виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.
    Уроки музыки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции музыки и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач: