Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/63.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:27 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:26:29 2012 Кодировка: koi8-r |
В. Пинигин
Санкт-Петербург
Эмоциональность, являющаяся
одной из важнейших характеристик человека,
оказывает влияние практически на все аспекты его
деятельности. В связи с этим выявление и анализ
особенностей эмоциональности представляется
весьма актуальным как для более детального
понимания специфики развития человека вообще,
так и для эффективности осуществления
образовательного процесса в частности.
Эмоциональность как свойство человека
упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о
холерическом типе темперамента. В конце XIX века П.
Малапер (P. Malapert, 1897) выделял особый тип
эмоциональных людей наряду с апатичными и
страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G. Heymans, E. Wiersma,
1908, 1909) выделяли три главных фактора личности:
эмоциональность, активность и реактивность. Об
эмоциональности они судили по тому, как близко к
сердцу принимает человек пустяки, восторгается
он или плачет по незначительному поводу.
Если обратиться к эмоциональности
непосредственно, то в зарубежной психологии
первоначально она чаще всего понималась как
эмоциональная возбудимость (отзывчивость
человека на эмоциогенные ситуации) и
реактивность. П. Фресс, например, дал следующее
определение эмоциональности:
"эмоциональность как черта личности - это
чувствительность к эмоциогенным ситуациям"
(1975, с. 181). Эмоциональность, отмечает П. Фресс,
употребляется как синоним гиперэмоциональности,
т. е. как проявление более частых и более сильных
эмоциональных реакций, чем это в среднем
свойственно людям. Эмоциональность как
качественную характеристику
гиперэмоциональности рассматривает и Г. Крейг
(2000). Для нее эмоциональность - это склонность
легко поддаваться страху и гневу. В целом, по
мнению А. Ребера (A. Reber, 1995), в современной
зарубежной психологии эмоциональность
трактуется в терминах актов поведения, которые
можно наблюдать и которые теоретически связаны с
лежащей в их основе эмоцией, т. е. эмоциональность
является поведенческим проявлением, которое
считается основным компонентом при оценке
испытываемой эмоции.
В отечественной психологии
исследование эмоциональности было начато по
предложению Б. М. Теплова в 1964 году. Б. М. Теплов
ставил цель выявить наиболее "сензитивные"
к эмоциональному воздействию физиологические
показатели и раскрыть характер соотношения
между индивидуальным своеобразием
физиологических сдвигов при эмоциональных
состояниях и некоторыми свойствами нервной
системы. Работа, по существу, была направлена на
исследование физиологической детерминанты
эмоциональных состояний, но ее результаты дали
принципиальный толчок для исследования
эмоциональности и с точки зрения психологии.
Определенным итогом явилось данное В.Д.
Небылицыным (1976), учеником Б.М. Теплова,
развернутое определение эмоциональности как
обширного комплекса свойств и качеств,
характеризующих особенности возникновения и
прекращения разнообразных чувств, аффектов и
настроений.
В качестве основных характеристик
эмоциональности он выделяет впечатлительность,
импульсивность и эмоциональную лабильность.
Впечатлительность выражает аффективную
восприимчивость человека, чуткость его к
эмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д.
Небылицын понимает как быстроту, с которой
эмоция становится побудительной силой поступков
и действий без их предварительного обдумывания и
сознательного решения выполнить их. Под
эмоциональной лабильностью он понимает
быстроту, с которой прекращается данное
эмоциональное состояние или происходит смена
одного переживания другим.
Положения, высказанные В.Д. Небылицыным,
в конкретных исследованиях начала воплощать А.Е. Ольшанникова
со своими учениками. Прежде всего, в основу
эмоциональности она положила знак и модальность
эмоций. Основываясь на физиологических данных,
она первоначально выделила три основные эмоции:
удовольствие-радость, гнев и страх. Позднее, в
качестве самостоятельной эмоции к этой триаде
добавилась печаль. В работе "Психология.
Словарь" (1990) А.Е. Ольшанникова
рассматривает эмоциональность значительно шире,
как свойство человека, характеризующее
содержание, качество и динамику его эмоций и
чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности
отражают явления и ситуации, имеющие особую
значимость для человека. Качественные свойства
эмоциональности характеризую отношение
индивида к явлениям окружающего мира и находят
свое выражение в знаке и модальности
доминирующих эмоций. К динамическим
свойствам эмоциональности А. Е.
Ольшанникова относит особенности возникновения,
протекания и прекращения эмоциональных
процессов и их внешнего выражения (экспрессию).
Как показывает предыдущий обзор, в
отечественной психологии эмоциональность
трактуется несколько шире, нежели в зарубежной, в
которой эмоциональность рассматривается только
со стороны ее динамической характеристики.
Другой отличительной чертой
отечественной психологии в плане изучения
эмоциональности является то, что были
предприняты небезуспешные попытки выявить то,
как эмоциональность влияет на особенности
поведения, на эффективность общения и на другие
виды практической деятельности. Например, О. П.
Санникова (1982) показала, что широкий круг общения,
большая активность общения в сочетании с ее
недолговременностью характерны для лиц с
положительными эмоциональными установками, а
узкий круг общения, малая активность общения на
фоне устойчивых отношений - для лиц со
склонностью к переживанию отрицательных эмоций.
М. В. Депенчук (2000) выявлено, что лица с высокой
эмоциональностью хуже адаптируются в новой
социокультурной среде. А. И. Палеем обнаружена
связь между качественными особенностями
эмоциональности, ее модальной структурой и
когнитивным стилем деятельности.
В последние годы интерес к проблеме
эмоциональности в отечественной психологии
после некоторого спада вновь возрастает. Так, Е.
П. Ильиным и его учениками ведутся исследования в
области половозрастных особенностей
эмоциональности, учета ее специфики в
образовательном процессе и т. д. И несомненно, что
дальнейшее изучение эмоциональности как важной
характеристики человека на сегодняшний день
актуально как в нашей стране, так и за рубежом.