Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/56.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:29 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:23:57 2012
Кодировка: koi8-r
Дуальная система

Н.Панина, К. Пахомова, Д. Пивоваров
г. Омск

ИЗ ОПЫТА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ДУАЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БАНКОВСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

    Дуальная система, по своей сути, означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. В основу обучения положен принцип взаимосвязи теории с практикой. Это позволяет обучающемуся не только познакомиться, но и освоить основные участки работы в учреждении банка. Дуальная система используется в системе профессионального обучения Германии.
    Для проведения эксперимента по дуальной системе обучения Банк России выбрал Омскую банковскую школу (ОБШ) из тринадцати банковских школ, входящих в его структуру.
    Департаментом персонала Банка России при организации эксперимента ставилась задача подготовки сотрудников, уровень компетентности которых не уступал бы уровню сотрудников центральных банков стран Западной Европы: разносторонних и готовых к работе на различных участках; имеющих представление о системе работы и внутренних взаимосвязях в банке; способных оценить, каким образом изменения и новые задачи в отдельных подразделениях и направлениях работы могут воздействовать на банк в целом.
    Принципы дуальной системы подготовки кадров по дуальной системе были одобрены Советом директоров Банка России, руководителями всех ведущих структурных подразделений центрального аппарата, экспертами Бундесбанка и Банка Франции.
    Для изучения дуальной системы в Хахенбургскую банковскую школу (Германия) были приглашены руководители банковской школы и преподаватели. Руководители Хахенбургской банковской школы предоставили Банку России для изучения свою нормативную документацию по организации учебного процесса.
    Эксперимент по подготовке групп для Главных Управлений (ГУ) Банка России по Омской, Тюменской области, Красноярскому краю проводился с 1996 по 2000 год. Внедрению эксперимента предшествовала большая подготовительная работа, организованная Департаментом персонала, Учебно-методическим центром Банка России, Омской банковской школой и ГУ Банка России по Омской области по подготовке нормативных документов по организационно-методической поддержке эксперимента.
   Весь курс обучения при дуальной системе разбит на одинаковое количество семестров теоретического обучения и семестров практического обучения на рабочем месте. Обучение по дуальной системе в ОБШ длилось 2 года 6 месяцев и делилось на 64 недели (5 семестров) теоретического и 64 недели (5 семестров) практического обучения на рабочем месте, которые проводились поочередно.
   Особенностью дуальной системы являлось то, что прошедшие конкурсный отбор в ОБШ одновременно были зачислены на должности бухгалтеров в расчетно-кассовые центры.
    Профессиональные знания и опыт приобретаются, расширяются и углубляются в ходе практики. До начала очередной практической подготовки студентов банковской школой проводилась подготовительная работа: согласовывались сроки практической подготовки с расчетно-кассовыми центрами и отделом по работе с персоналом ГУ Банка России по Омской области, систематизировался и оформлялся отдельным документом программный теоретический материал, изученный студентами, для увязки теории с практикой и разработки планов практической подготовки на рабочих местах, для студентов готовились методические рекомендации для подготовки к комплексному семестровому контролю.
    Преподаватели, работающие в группах дуальной подготовки специалистов, участвовали в совещаниях с руководством ГУ Банка России по Омской области, ведущими специалистами и работниками отдела по работе с персоналом, начальниками РКЦ по вопросам теоретического и практического обучения, готовили специальное методическое обеспечение предметов для этих групп.
    Для обмена опытом через два года после начала эксперимента в ОБШ приезжали представители Бундесбанка и Хахенбургской банковской школы. Они дали положительную оценку предварительных результатов обучения. Ими была опубликована статья о совместном сотрудничестве в журнале "Бундесбанк", издаваемом в Германии.
    Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной: