Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/55.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:29 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:23:39 2012
Кодировка: koi8-r
СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ

Г. Синицына
г. Омск

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ
В СВЕТЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

    Магистратура в России находится в стадии становления, Существует множество проблем как в организации ее функционирования, так и в формировании содержания соответствующих образовательных программ, их методического обеспечения.
    Совершенно очевидно, что в условиях современного постиндустриального информационного общества традиционные формы и содержание высшего образования становятся недостаточными, неконкурентоспособными на международном образовательном рынке.
    Формирование нового образовательного института в России происходит в результате освоения опыта многоуровневой подготовки специалистов в вузах зарубежных стран, в частности США.
    Магистерская подготовка в системе высшего образования США осуществляется на основе бакалаврской подготовки специалиста. Особую популярность она приобретает среди бакалавров, имеющих опыт работы. Именно они определяют направленность и содержание магистерских программ, которые обладают большой гибкостью, вариативностью. Медицина, право, право и окружающая среда, бизнес и экономика и др. - вот поле деятельности специалиста со степенью магистра в США.
    Следует отметить, что до 90-х годов степень магистра, в основном, американцы получали в таких сферах, как образование, бизнес, общественные отношения, услуги и социология.
    К концу XX века наблюдается усиление прагматической направленности магистерских программ. Самыми популярными становятся междисциплинарные (смешанные) магистерские программы, например: экономика, информатика, статистика. Большая часть учебного плана магистерской подготовки состоит из предметов специализации и незначительная - из дополнительных предметов. В магистратуре американский студент учится 2 года, обучение заканчивает написанием исследовательской работы (магистерской диссертации) по специальности.
    В 1995 году диплом бакалавра получили 1 миллион 192 тысячи американских студентов, из них 405 тысяч (40-50%) получили степень магистра. Эти данные являются ярким подтверждением значимости магистерской подготовки в образовательной системе США и ее востребованности жизнью.
    Становление российской магистратуры происходит с учетом американского опыта, но в силу своего социально-экономического развития имеет специфические особенности. Вопреки мировой тенденции увеличения рабочих мест в наукоемкие отраслях промышленности, в нашей стране происходит, наоборот, их сокращение. Это осложняет формирование магистратуры в России как образовательного института исследовательской направленности.
    В отличие от многих стран, где магистратура относится к послевузовскому профессиональному образованию, Закон РФ "О высшем и гюслевузовском профессиональном образовании" относит подготовку магистров в России к числу основных образовательных программ высшего профессионального образования (Ш ступень).
    Основная образовательная программа подготовки магистров в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предполагает срок обучения не менее 6 лет по любому из направлений. Она состоит из четырехлетней программы обучения бакалавров по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной магистерской подготовки, ориентированной на научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность. Образовательная программа подготовки магистров завершается итоговой аттестацией, включая защиту выпускной работы (магистерской диссертации).
    Степень магистра фиксирует образовательный уровень, направленность полученного образования на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, наличие умений и навыков, необходимых начинающему научному работнику или преподавателю.
    Однако в рамках отдельных вузов содержание магистерской подготовки было смещено в направлении узкоспециализированной прикладной подготовки.
    В связи с этим перед российской магистратурой возникает как бы двуединая задача; каждая часть которой может быть решена схожими средствами: подготовка высококвалифицированных специалистов профессиональной направленности так же, как научно-исследовательских и научно-педагогических кадров, требует приобретения научных знаний, овладения научными методами и системным подходом к решению профессиональных проблем.
    Открытие магистратур в вузах России неуклонно растет: в 1992 г. - 4 вуза, в 1993 г. - 12 вузов, в 1998 г. - 115 вузов. Данные подтверждают, что развитие магистратуры в России идет быстрыми темпами.
    В 1998 году в магистратуре обучалось 12 878 студентов. Интерес представляет очная форма обучения, в отличие от американской магистратуры, в которой преобладает вечерняя и заочная формы обучения.
    В Омском государственном педагогическом университете магистратура была открыта в 1999 г. по направлению "Педагогика", магистерская программа "Среднее образование". В 2001 году в рамках этого направления открываются еще две магистерские программы "Высшее образование", "Социальная педагогика", которые будут осваивать 50 студентов. Становление магистратуры в педагогическом вузе имеет те же трудности, что и в целом отечественная система ма-гистерской подготовки.
    Всю совокупность проблем развития и поддержки подготовки магистров можно разграничить по ряду признаков и представить следующим образом:

    Для нас представляет ценность опыт магистерской подготовки, имеющийся в зарубежной системе высшего образования.
    Заимствование и адаптирование зарубежного опыта происходит с учетом тех условий, в которых развивается отечественная магистратура, но очевидно одно: этот опыт нам необходим, так как способствует ее успешному становлению.