Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/55.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:29 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:23:39 2012 Кодировка: koi8-r |
Г. Синицына
г. Омск
Магистратура в России
находится в стадии становления, Существует
множество проблем как в организации ее
функционирования, так и в формировании
содержания соответствующих образовательных
программ, их методического обеспечения.
Совершенно очевидно, что в условиях
современного постиндустриального
информационного общества традиционные формы и
содержание высшего образования становятся
недостаточными, неконкурентоспособными на
международном образовательном рынке.
Формирование нового образовательного
института в России происходит в результате
освоения опыта многоуровневой подготовки
специалистов в вузах зарубежных стран, в
частности США.
Магистерская подготовка в системе
высшего образования США осуществляется на
основе бакалаврской подготовки специалиста.
Особую популярность она приобретает среди
бакалавров, имеющих опыт работы. Именно они
определяют направленность и содержание
магистерских программ, которые обладают большой
гибкостью, вариативностью. Медицина, право, право
и окружающая среда, бизнес и экономика и др. - вот
поле деятельности специалиста со степенью
магистра в США.
Следует отметить, что до 90-х годов
степень магистра, в основном, американцы
получали в таких сферах, как образование, бизнес,
общественные отношения, услуги и социология.
К концу XX века наблюдается усиление
прагматической направленности магистерских
программ. Самыми популярными становятся
междисциплинарные (смешанные) магистерские
программы, например: экономика, информатика,
статистика. Большая часть учебного плана
магистерской подготовки состоит из предметов
специализации и незначительная - из
дополнительных предметов. В магистратуре
американский студент учится 2 года, обучение
заканчивает написанием исследовательской
работы (магистерской диссертации) по
специальности.
В 1995 году диплом бакалавра получили 1
миллион 192 тысячи американских студентов, из них
405 тысяч (40-50%) получили степень магистра. Эти
данные являются ярким подтверждением значимости
магистерской подготовки в образовательной
системе США и ее востребованности жизнью.
Становление российской магистратуры
происходит с учетом американского опыта, но в
силу своего социально-экономического развития
имеет специфические особенности. Вопреки
мировой тенденции увеличения рабочих мест в
наукоемкие отраслях промышленности, в нашей
стране происходит, наоборот, их сокращение. Это
осложняет формирование магистратуры в России
как образовательного института
исследовательской направленности.
В отличие от многих стран, где
магистратура относится к послевузовскому
профессиональному образованию, Закон РФ "О
высшем и гюслевузовском профессиональном
образовании" относит подготовку магистров в
России к числу основных образовательных
программ высшего профессионального образования
(Ш ступень).
Основная образовательная программа
подготовки магистров в соответствии с
Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования
предполагает срок обучения не менее 6 лет по
любому из направлений. Она состоит из
четырехлетней программы обучения бакалавров по
соответствующему направлению и не менее
двухлетней специализированной магистерской
подготовки, ориентированной на
научно-исследовательскую или
научно-педагогическую деятельность.
Образовательная программа подготовки магистров
завершается итоговой аттестацией, включая
защиту выпускной работы (магистерской
диссертации).
Степень магистра фиксирует
образовательный уровень, направленность
полученного образования на
научно-исследовательскую и
научно-педагогическую деятельность, наличие
умений и навыков, необходимых начинающему
научному работнику или преподавателю.
Однако в рамках отдельных вузов
содержание магистерской подготовки было смещено
в направлении узкоспециализированной
прикладной подготовки.
В связи с этим перед российской
магистратурой возникает как бы двуединая задача;
каждая часть которой может быть решена схожими
средствами: подготовка высококвалифицированных
специалистов профессиональной направленности
так же, как научно-исследовательских и
научно-педагогических кадров, требует
приобретения научных знаний, овладения научными
методами и системным подходом к решению
профессиональных проблем.
Открытие магистратур в вузах России
неуклонно растет: в 1992 г. - 4 вуза, в 1993 г. - 12
вузов, в 1998 г. - 115 вузов. Данные подтверждают, что
развитие магистратуры в России идет быстрыми
темпами.
В 1998 году в магистратуре обучалось 12 878
студентов. Интерес представляет очная форма
обучения, в отличие от американской
магистратуры, в которой преобладает вечерняя и
заочная формы обучения.
В Омском государственном
педагогическом университете магистратура была
открыта в 1999 г. по направлению "Педагогика",
магистерская программа "Среднее
образование". В 2001 году в рамках этого
направления открываются еще две магистерские
программы "Высшее образование",
"Социальная педагогика", которые будут
осваивать 50 студентов. Становление магистратуры
в педагогическом вузе имеет те же трудности, что
и в целом отечественная система ма-гистерской
подготовки.
Всю совокупность проблем развития и
поддержки подготовки магистров можно
разграничить по ряду признаков и представить
следующим образом:
Для нас представляет
ценность опыт магистерской подготовки,
имеющийся в зарубежной системе высшего
образования.
Заимствование и адаптирование
зарубежного опыта происходит с учетом тех
условий, в которых развивается отечественная
магистратура, но очевидно одно: этот опыт нам
необходим, так как способствует ее успешному
становлению.