Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/54.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:27 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:23:17 2012
Кодировка: koi8-r
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

И.В. Сименко
г. Донецк

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

    Одной из приоритетных целей экономической политики, направленной на повышение уровня жизни, а значит, и эффективности национальной экономики в целом, является развитие и совершенствование системы образования.
    Центральной проблемой высшего образования является качество подготовки специалистов, готовых решать нестандартные проблемы, выделять приоритеты, воспринимать новации и принимать правильные решения. Ведущую роль в развитии подобных навыков имеет методика и уровень преподавания, использование новейших эффективных методов обучения, современные компьютерные технологии, европейский опыт высшего образования.
    Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского (Украина), начиная с 1995 года, участвует в выполнении совместных европейских проектов как в рамках образовательной международной программы, финансируемой фондом ТЕМПУС/ТАСИС, так и под эгидой британского Правительства (REAP).
    Грант на выполнение первого проекта - "Разработка учебного плана по жизнеспособной экономике" (Т-JEP-10030-95) был выигран университетом весной 1995 года. Проект являлся результатом научного творчества группы ученых из четырех вузов-партнеров: Донецкий государственный университет экономики и торговли (ранее ДГКИ), Бредфордский колледж (Англия), университет г. Халла (Англия), университет г. Корк (Ирландия) - и был рассчитан на три года.
    Цель проекта заключалась в разработке принципиально нового учебного плана по экономике, отражающего идею устойчивого развития на национальном уровне и ведущие мировые тенденции современного высшего экономического образования.
    В процессе выполнения проекта преподаватели университета прошли стажировку в вузах-партнерах, что позволило им тщательно изучить, переработать и адаптировать к национальной системе образования зарубежный опыт подготовки экономистов; разработать новые учебные курсы, которые не имели аналогов в отечественной и зарубежной высшей школе, а именно: "Формирование экономической политики", "Сравнительные экономические исследования", "Организационный анализ и принятие решений в организациях", "Концептуализация устойчивого развития", "Социальная политика жизнеспособности", "Этика и принятие решений", "Посредничество общественной жизнеспособности". В результате осуществления этого проекта была открыта специальность "Международная экономика", образован ресурсный центр, разработаны: Руководство по управлению качеством обучения, Программа подготовки магистров по специальности "Международная экономика" и учебно-методическое обеспечение по вышеназванным курсам.
    Разработка новых учебных курсов сопровождалась изучением современных эффективных технологий обучения, используемых в странах-партнерах, а именно, кейс-метода. В рамках проекта был подготовлен кейс по организационным изменениям в университете.
    Второй международный проект, выполняемый в рамках программы ТЕМПУС/ТАСИС, был начат в 1996 году и охватывал вопросы создания на базе университета Международного Центра консалтинговых услуг, целью которого являлось содействие укреплению связей между университетом и экономическим сектором региона и обеспечения условий для устойчивого развития нового факультета и университета в целом. Функционирование Центра заключалось в формировании банка проблемных вопросов для оперативного реагирования на потребности потенциальных и реальных клиентов в консультационных услугах, разработке программ тренинг-семинаров по актуальным проблемам бизнеса, организации процесса обучения и переподготовке специалистов экономических структур, привлечении экспертов и консультантов стран-партнеров для участия в работе тренинг-семинаров и консультационной поддержке бизнес-структур региона и т.п.
    Европейскими партнерами ДонГУЭТ выступали ведущие преподаватели и профессора классического английского университета (г. Халл), школы бизнеса и профессионального обучения (г. Бредфорд) и университетского центра социально-экономических исследований (г. Корк, Ирландия).
    Логическим продолжением эффективного сотрудничества ДонГУЭТ с европейскими партнерами явился третий проект "Распространение нововведений по жизнеспособной экономике", гранд на выполнение которого университет выиграл осенью 1998 года. Проект был рассчитан на два года. Его цель - распространение результатов, полученных в ходе выполнения предыдущего проекта (Т-JEP-10030-95).
    Для успешного выполнения проекта была разработана методика распространения и популяризации информации среди вузов Украины об инновациях в высшем образовании, полученной по результатам совместных европейских проектов. Распространение результатов проекта предполагало организацию и проведение конференций, круглых столов, семинаров-презентаций, открытых лекций. Размещение учебно-методических материалов по новым дисциплинам в аннотированном виде в сети INTERNET обеспечило простоту и легкий доступ к ним, возможность интерактивного пользования не только вузами Юго-востока Украины, но и Киева, Центральной и Западной Украины. Принципиально новым для Украины методом распространения учебно-методических материалов явилось размещение результатов проекта на WEB -странице.
    Реализация методики распространения инноваций, полученных университетом в результате международных проектов среди вузов Украины, способствовала образованию в ДонГУЭТ инновационно-аналитического центра, на базе которого накапливается и распространяется информация о нововведениях в сфере высшего образования.
    Разработка образовательных программ по экономическим дисциплинам осуществлялась ведущими преподавателями Донецкого государственного университета экономики и торговли и учеными университета г. Халл (Англия) в рамках международного проекта "REAP" "Формирование экономической политики: сравнительный подход". Были подготовлены учебно-методические материалы по следующим дисциплинам: "Инвестиционная деятельность в СЭЗ", "Международные организации: региональный и национальный аспект", "Региональная экономическая политика", "Транснациональные корпорации". Логическим завершением проекта явилась международная научно-практическая конференция, в которой приняло участие более 120 ученых, в том числе из Англии, Франции, Ирландии, Финляндии, России.
    Новый трехгодичный образовательный проект "Разработка учебного плана по прикладной социальной политике" выполняется университетом с целью подготовки менеджеров по социальной работе. Предполагается разработка новых учебных курсов, изучение современных эффективных технологий обучения, создание в университете системы управления качеством обучения. С целью разработки учебных материалов по оценке качества обучения и степени использования в учебном процессе новаторских методов предусматривается создание системы оценки студенческого прогресса и разработка критериев по обеспечению качества преподавания.
    Всего в результате выполнения международных образовательных проектов в Донецком государственном университете экономики и торговли им. М. Туган-Барановского было разработано и модернизировано более 20 учебных дисциплин, некоторые из которых не имеют аналогов в отечественной и зарубежной высшей школе. Многие преподаватели прошли повышение квалификации в вузах-партнерах, что не могло не сказаться на качестве преподавания.
    В результате расширения международного сотрудничества в ДонГУЭТ были созданы следующие структурные подразделения:

    Таким образом, образовательный потенциал университета значительно вырос, обогащены знаниями студенты, что непременно позитивно скажется на экономике Донецкого региона, а значит, и Украины в целом.