Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/54.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:27 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:23:17 2012 Кодировка: koi8-r |
И.В. Сименко
г. Донецк
Одной из приоритетных целей
экономической политики, направленной на
повышение уровня жизни, а значит, и эффективности
национальной экономики в целом, является
развитие и совершенствование системы
образования.
Центральной проблемой высшего
образования является качество подготовки
специалистов, готовых решать нестандартные
проблемы, выделять приоритеты, воспринимать
новации и принимать правильные решения. Ведущую
роль в развитии подобных навыков имеет методика
и уровень преподавания, использование новейших
эффективных методов обучения, современные
компьютерные технологии, европейский опыт
высшего образования.
Донецкий государственный университет
экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
(Украина), начиная с 1995 года, участвует в
выполнении совместных европейских проектов как
в рамках образовательной международной
программы, финансируемой фондом ТЕМПУС/ТАСИС,
так и под эгидой британского Правительства (REAP).
Грант на выполнение первого проекта -
"Разработка учебного плана по жизнеспособной
экономике" (Т-JEP-10030-95) был выигран
университетом весной 1995 года. Проект являлся
результатом научного творчества группы ученых
из четырех вузов-партнеров: Донецкий
государственный университет экономики и
торговли (ранее ДГКИ), Бредфордский колледж
(Англия), университет г. Халла (Англия),
университет г. Корк (Ирландия) - и был рассчитан на
три года.
Цель проекта заключалась в разработке
принципиально нового учебного плана по
экономике, отражающего идею устойчивого
развития на национальном уровне и ведущие
мировые тенденции современного высшего
экономического образования.
В процессе выполнения проекта
преподаватели университета прошли стажировку в
вузах-партнерах, что позволило им тщательно
изучить, переработать и адаптировать к
национальной системе образования зарубежный
опыт подготовки экономистов; разработать новые
учебные курсы, которые не имели аналогов в
отечественной и зарубежной высшей школе, а
именно: "Формирование экономической
политики", "Сравнительные экономические
исследования", "Организационный анализ и
принятие решений в организациях",
"Концептуализация устойчивого развития",
"Социальная политика жизнеспособности",
"Этика и принятие решений",
"Посредничество общественной
жизнеспособности". В результате осуществления
этого проекта была открыта специальность
"Международная экономика", образован
ресурсный центр, разработаны: Руководство по
управлению качеством обучения, Программа
подготовки магистров по специальности
"Международная экономика" и
учебно-методическое обеспечение по
вышеназванным курсам.
Разработка новых учебных курсов
сопровождалась изучением современных
эффективных технологий обучения, используемых в
странах-партнерах, а именно, кейс-метода. В рамках
проекта был подготовлен кейс по организационным
изменениям в университете.
Второй международный проект,
выполняемый в рамках программы ТЕМПУС/ТАСИС, был
начат в 1996 году и охватывал вопросы создания на
базе университета Международного Центра
консалтинговых услуг, целью которого являлось
содействие укреплению связей между
университетом и экономическим сектором региона
и обеспечения условий для устойчивого развития
нового факультета и университета в целом.
Функционирование Центра заключалось в
формировании банка проблемных вопросов для
оперативного реагирования на потребности
потенциальных и реальных клиентов в
консультационных услугах, разработке программ
тренинг-семинаров по актуальным проблемам
бизнеса, организации процесса обучения и
переподготовке специалистов экономических
структур, привлечении экспертов и консультантов
стран-партнеров для участия в работе
тренинг-семинаров и консультационной поддержке
бизнес-структур региона и т.п.
Европейскими партнерами ДонГУЭТ
выступали ведущие преподаватели и профессора
классического английского университета
(г. Халл), школы бизнеса и профессионального
обучения (г. Бредфорд) и университетского
центра социально-экономических исследований (г.
Корк, Ирландия).
Логическим продолжением эффективного
сотрудничества ДонГУЭТ с европейскими
партнерами явился третий проект
"Распространение нововведений по
жизнеспособной экономике", гранд на
выполнение которого университет выиграл осенью
1998 года. Проект был рассчитан на два года. Его
цель - распространение результатов, полученных в
ходе выполнения предыдущего проекта (Т-JEP-10030-95).
Для успешного выполнения проекта была
разработана методика распространения и
популяризации информации среди вузов Украины об
инновациях в высшем образовании, полученной по
результатам совместных европейских проектов.
Распространение результатов проекта
предполагало организацию и проведение
конференций, круглых столов,
семинаров-презентаций, открытых лекций.
Размещение учебно-методических материалов по
новым дисциплинам в аннотированном виде в сети
INTERNET обеспечило простоту и легкий доступ к ним,
возможность интерактивного пользования не
только вузами Юго-востока Украины, но и Киева,
Центральной и Западной Украины. Принципиально
новым для Украины методом распространения
учебно-методических материалов явилось
размещение результатов проекта на WEB -странице.
Реализация методики распространения
инноваций, полученных университетом в
результате международных проектов среди вузов
Украины, способствовала образованию в ДонГУЭТ
инновационно-аналитического центра, на базе
которого накапливается и распространяется
информация о нововведениях в сфере высшего
образования.
Разработка образовательных программ
по экономическим дисциплинам осуществлялась
ведущими преподавателями Донецкого
государственного университета экономики и
торговли и учеными университета г. Халл (Англия) в
рамках международного проекта "REAP"
"Формирование экономической политики:
сравнительный подход". Были подготовлены
учебно-методические материалы по следующим
дисциплинам: "Инвестиционная деятельность в
СЭЗ", "Международные организации:
региональный и национальный аспект",
"Региональная экономическая политика",
"Транснациональные корпорации". Логическим
завершением проекта явилась международная
научно-практическая конференция, в которой
приняло участие более 120 ученых, в том числе из
Англии, Франции, Ирландии, Финляндии, России.
Новый трехгодичный образовательный
проект "Разработка учебного плана по
прикладной социальной политике" выполняется
университетом с целью подготовки менеджеров по
социальной работе. Предполагается разработка
новых учебных курсов, изучение современных
эффективных технологий обучения, создание в
университете системы управления качеством
обучения. С целью разработки учебных материалов
по оценке качества обучения и степени
использования в учебном процессе новаторских
методов предусматривается создание системы
оценки студенческого прогресса и разработка
критериев по обеспечению качества преподавания.
Всего в результате выполнения
международных образовательных проектов в
Донецком государственном университете
экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
было разработано и модернизировано более 20
учебных дисциплин, некоторые из которых не имеют
аналогов в отечественной и зарубежной высшей
школе. Многие преподаватели прошли повышение
квалификации в вузах-партнерах, что не могло не
сказаться на качестве преподавания.
В результате расширения
международного сотрудничества в ДонГУЭТ были
созданы следующие структурные подразделения:
Таким образом, образовательный потенциал университета значительно вырос, обогащены знаниями студенты, что непременно позитивно скажется на экономике Донецкого региона, а значит, и Украины в целом.