Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/38.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:27 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:11:33 2012 Кодировка: koi8-r |
Б.И. Поварницын
г. Пермь
Американская историография
межэтнических конфликтов на "постсоветском
пространстве" претерпела за последние 10 лет
глубокую эволюцию, отражающую изменения в
историографии советского и постсоветского
"национального вопроса" в целом. Эта
эволюция выразилась в смене различных
господствующих точек зрения; в расширении
перечня общественных наук, обращающих свое
внимание на данную проблему и, соответственно, в
расширении используемого набора методов
исследования; в переходе от рассмотрения
межэтнических конфликтов изолированно к их
трактовке как неотъемлемой части многогранной
общественной жизни постсоветских государств.
Последний аспект изменений в историографии
вопроса позволяет по-новому взглянуть и на
причины и суть межэтнических конфликтов.
Хронологически наиболее ранней
следует считать точку зрения, перешедшую "по
наследству" от советологии 1950 - 1980-х годов,
согласно которой в расчет принималось лишь
противостояние "русские-нерусские".
"Национальный вопрос в Советском Союзе - [это]
отношения между нерусскими национальностями и
этническими группами и русским центром". Даже
открытые конфликты между нерусскими народами
СССР, явно имевшие давние "местные" корни,
рассматривались как результат злонамеренного
воздействия союзного центра, отражавшего
интересы этнических русских. "Борьба между
азербайджанцами-шиитами и армянами-христианами
уже стала превращаться в борьбу между
"красными" русскими и "зелеными"
мусульманами".
Уже во второй половине 1980-х годов
некоторые авторы отмечали весьма неодинаковое
отношение нерусских народов к государственному
устройству и к этнической политике СССР.
"Национальности [СССР] разделены как между
собой, так и внутри себя в зависимости от того,
чего они хотят и насколько они готовы добиваться
этого: Многие республики выступают даже против
децентрализации, не говоря уже о дезинтеграции
[СССР], поскольку такой поворот возложит на них
бремя ответственности, которого они в прошлом не
несли, и которое они не хотят брать сейчас".
Однако тенденция видеть корень конфликтов
исключительно в неоимпериалистической политике
этнически-русского руководства России (по
отношению как к этническим меньшинствам самой
Российской Федерации, так и к народам других
постсоветских государств) сохранилась и в 1990-е
годы, хотя и не была уже столь распространенной
как раньше.
Одновременно возникла вторая точка
зрения, сторонники которой причину
межэтнических конфликтов усматривали в самом
факте распада СССР. При этом обстоятельства
распада СССР сравнивались, чаще всего -
достаточно поверхностно, с историей распада
колониальных империй прошлого. Вспышки
межэтнического насилия объявлялись авторами,
придерживавшимися такой точки зрения,
неизбежным следствием имперского распада и на
основе этого прошлого опыта делались выводы о
постсоветских конфликтах.
В тех случаях, когда механизм связи
между распадом СССР и вспышкой межэтнических
конфликтов исследовался, объяснение чаще всего
сводилось к тому, что жесткие идеологическая и
государственная структуры Советского Союза
подавляли проявления возникших ранее
конфликтов; распад этих структур не столько
породил открытую враждебность, сколько позволил
ей снова выплеснуться на поверхность. "Именно
идеология связывала воедино исторически
враждебные народы, - писал один из крупнейших
конфликтологов США Т. Р. Гурр, - Теперь старые
соперничества проявились вновь и соседи вновь
стали антагонистами: Трансформация
социалистического общества в
предкапиталистическое породила чувство
отчужденности и изоляции и усилила акцент на
узких групповых интересах:". Речь, таким
образом, не идет о специфических последствиях
распада именно СССР или именно
социалистического государства. Генератором
конфликтов стал вакуум власти и организации,
который в принципе мог возникнуть на месте
любого исчезнувшего государства.
Корни взгляда, связывающего
постсоветские межэтнические конфликты с фактом
распада СССР, легко проследить во второй
половине 1980-х годов, когда предпринимавшиеся
многими авторами попытки прогноза ближайшего
будущего СССР неизбежно трактовали перспективу
его распада в исключительно апокалиптическом
духе, считая в этом случае "войну всех против
всех" неизбежной и запрограммированной.
Поэтому и авторы 1990-х годов, стоявшие на такой
точке зрения, даже не пытались выяснить механизм
и частные причины возникновения
этнополитических конфликтов, рассматривая
неизбежность их вспышки как аксиому.
В это же время, в первой половине 1990-х
годов, выходят первые работы, трактующие
этнополитику СССР и постсоветских государств с
использованием серьезного
сравнительно-исторического подхода. В
сравнительные исследования включились не только
представители политической науки, как это было
ранее, но и историки, социологи, а несколько позже
- конфликтологи, психологи и исследователи,
работающие в других областях обществознания.
Детальное сравнение опыта существования СССР и
обстоятельств его распада с опытом
многонациональных государств и империй прошлого
позволил сделать несколько существенных
выводов. В частности, К. Барки весьма
аргументировано отрицала неизбежность связи
между распадом империй (включая и СССР) и
вспышкой открытых межэтнических конфликтов. По
ее мнению, причины таких конфликтов следует
искать в политике государств, возникающих на
месте распавшейся империи. Р. Брубейкер также
обоснованно показал (сравнивая опыт Оттоманской,
Германской и Австро-Венгерской империй и СССР),
что "постимперское расслаивание народов"
отнюдь не обязательно сопровождается
этническими чистками или другими проявлениями
открытого насилия, а потому должно
рассматриваться само по себе не как причина, а
как одно из обстоятельств конфликта.
Допущение, что причины постсоветских
межэтнических конфликтов кроются (по крайней
мере, отчасти) внутри самого этноса - участника
конфликта, а не во внешних по отношению к этому
этносу факторах, позволяет использовать для
анализа конфликтов хорошо отработанную модель
"национального коммунизма". Изученная, в
первую очередь, на материалах Украины (работы Т.
Кузо, А. Дж. Мотыля и других авторов; литература
этой направленности существует и по большинству
других постсоветских государств, хотя и в
меньшем количестве, чем на украинском материале),
эта модель рассматривает вспышку
этнонационализма на рубеже 1980 - 1990-х годов как
результат конъюнктурной поддержки
националистических идей частью руководителей
КПСС республиканского уровня в своих
тактических целях. Спекулируя на
этнонациональных лозунгах и требованиях,
"национальные коммунисты", по мнению
исследователей, несут ответственность и за
выросший уровень межэтнической конфликтоности.
Хотя в идеале, с точки зрения "национальных
коммунистов", межэтнический конфликт, чтобы
быть полезным для прикладных целей политики,
должен быть "дозированным" и
"управляемым", но на практике соблюсти эти
требования удается не всегда.
Весьма показательный в этом смысле
статистический материал приводит, в частности, М.
Бейссинджер. В его работах аргументированно
показано, что большинство открытых
межэтнических конфликтов и проявлений насилия
как в СССР периода перестройки, так и в
постсоветских государствах связано со
стремлением утвердить новую государственность
для тех этнических групп, которые ей не обладали
или обладали в ограниченной степени
(псевдо-самостоятельные союзные республики). Это
стремление отражает, в первую очередь, интересы
местных этнополитических элит, сложившихся в
период (а отчасти и под влиянием) Советской
власти, и этими же элитами артикулировалось и
пропагандировалось.
Начиная с середины 1990-х годов
материалы постсоветских государств стали
регулярно включаться в сравнительные
исследования межэтнических конфликтов, имеющие
без преувеличения глобальный охват. Это
позволяет выйти на уровень сопоставления и
анализа, недоступный ранее ни советским
исследователям, ни представителям традиционной
американской советологии 1950 - 1980-х годов.
Смена перечисленных выше точек зрения
и концепций не означает, на наш взгляд, что одни
из них являются безусловно "правильными", а
другие - "неправильными". Как это чаще всего
бывает, истина обнаруживается на пересечении
исследовательских подходов, методов и дисциплин.
Ярким примером является чеченский конфликт,
начало которому в 1991 году было положено
совместными усилиями федеральной власти РСФСР,
чеченских этнонационалистов и местных
функционеров КПСС и Советов. Как справедливо и
аргументировано указывал А. Ливен, свою долю
ответственности несут все участвовавшие в
начале конфликта стороны. В этом сюжете
переплетаются элементы "национального
коммунизма" (со стороны руководства РСФСР),
влияние уже далеко зашедшего распада
государственных структур СССР и определенная
степень "имперского" массового сознания.
Таким образом все вышеперечисленные точки
зрения на причины и сущность постсоветских
этнополитических конфликтов могут быть
применены к данному случаю, но каждая
рассматривает лишь какой-то один его аспект.
Изучение американской историографии
постсоветских межэтнических конфликтов
позволяет, таким образом, выделить наиболее
сильные стороны различных исследовательских
подходов и концепций, а в перспективе
суммировать их и сделать одной из основ
практических действий в отечественной
этнополитике.