Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/37.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:11:16 2012 Кодировка: koi8-r |
Л. Антилогова
г. Омск
Как известно, поведение
представителей того или иного народа
характеризуется национально-этническими
стереотипами, которые человек усваивает с
детства и которые в дальнейшем функционируют
преимущественно на подсознании.
Отсюда этническим конфликтам
свойственны такие особенности бессознательного
поведения, как эмоциональность, алогичность,
символизм и слабая обоснованность рациональными
доводами совершаемых действий.
В силу этих особенностей
возникновение, развитие и разрешение
межэтнических конфликтов в любой сфере
жизнедеятельности общества и на любом уровне
имеет свою специфику.
В зарождении и развитии
межэтнического конфликта значительную роль
играет завышенная самооценка "своих" и
необъективно заниженная самооценка "чужих",
а также "мифологическое мышление", суть
которого заключается в том, что память сохраняет
различные факты прошлого (победы и поражения,
обиды и образы врага), а интеллект
"дорабатывает" возможные варианты успешных
деталей: в результате создается модель того, что
могло бы быть, а, возможно, и было. Созданная таким
образом "фантомная модель" может
превратиться в программу действий для
разжигания ненависти в межэтническом
противостоянии.
В силу перечисленных особенностей
межэтнические конфликты отличаются остротой
противоборства и жестокостью форм ведения
борьбы.
Какие же психологические факторы
лежат в основе межэтнических конфликтов?
К ним мы относим прежде всего характер
семейного воспитания, характер межгруппового
взаимодействия и социальную категоризацию.
Попытаемся раскрыть каждый из этих
факторов.
Разделяя взгляды Т. Адорно, Д.
Левинсона, Р. Санфорда, Э. Френкель-Брунсвика, мы
полагаем, что отношение к чужим группам (этносам)
находится в прямой зависимости от
амбивалентности эмоциональных отношений в
семье. У человека, воспитанного в семье, где царят
формальные, жестко регламентированные
отношения, часть агрессивности выплескивается
на тех, с кем индивид себя не идентифицирует, т.е.
на внешние группы. Заменителем ненавидимого отца
часто становится представитель другой
национальности, отношение к которому
проявляется как в предрассудках, так и в
действиях вплоть до геноцида. Результаты
отдельных психологических исследований
показали, что у людей, придерживающихся
антисемитских взглядов, ярко выражены
предубеждения и против других этнических
общностей: когда испытуемых просили высказать
свое отношение к двум не существующим в
реальности народам, именно антисемитам не
нравились эти группы-химеры. Для них была
характерна общая тенденция неприятия всех чужих
групп и завышение оценки собственной группы.
Что касается следующего выделенного
фактора (характера межгруппового
взаимодействия), то, раскрывая его, следует
выделить прежде всего несовместимость групповых
интересов, когда только одна из
взаимодействующих групп может стать
победительницей, причем в ущерб интересов
другой. Конкуренция, возникающая между
этническими группами на почве несовместимых
интересов, непосредственно ведет к враждебности,
которая проявляется в негативных стереотипах и
социальных установках, а также в росте
сплоченности внутри своей группы. А все вместе
приводит к враждебным действиям против другой
группы.
Социальная категоризация как
психологический фактор межэтнического
конфликта связана с обеспечением индивидов
системой ориентаций в мире, определением их
места в обществе. Она проявляется, во-первых, в
том, что члены одной группы воспринимаются как
более похожие, чем они есть на самом деле, что
приводит к деиндивидуализации, выражающейся в
чувстве собственной анонимности и
недифференцированном отношении к отдельным
представителям чужой группы. Деиндивидуализация
же облегчает осуществление агрессивных действий
по отношению к "врагам". При исследовании
традиционных культур было обнаружено, что чем
больше сходных элементов оформления внешности
(одежда, прическа, раскраска лица и тела),
способствующих деиндивидуализации у членов
племени, тем более оно агрессивно.
Отсюда и сегодня единая форма в армиях
как элемент, увеличивающий деиндивидуализацию,
безусловно, облегчает проявление агрессивности
по отношению враждующих сил.
Во-вторых, социальная категоризация
может проявляться и тогда, когда члены двух групп
воспринимаются как более отличающиеся друг от
друга, чем они есть на самом деле, т.е. речь идет о
межгрупповой дифференциации, протекающей в
форме противопоставления своей и чужой групп:
большинство противопоставляется меньшинству,
христиане - мусульманам, коренное население -
чужакам и т. п.
Межэтнические конфликты - одни из
самых остро протекающих конфликтов, их полное
разрешение психологическими методами, конечно
же, невозможно. Однако учет вышеназванных
психологических факторов, а также установление
эмоциональных связей между людьми через
идентификацию как достижение общности чувств,
личное знакомство людей разных национальностей,
доброжелательность отношений между родителями и
детьми в семье, выработка общих целей, имеющих
равную привлекательность для разных этносов в
какой-то мере могут способствовать снижению
агрессии против другого народа, а значит,
предупреждению или локализации межэтнического
конфликта.