Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/29.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:33 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:06:53 2012
Кодировка: koi8-r
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ

В. Антонова
г. Саратов

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ

    Проблема мультикультурного общества, в целом, и проблема этнических меньшинств, в частности, касается на сегодняшний день всех без исключения стран Европы, особенно Южной и Восточной Европы, а следовательно, и России. Распад Советского Союза вновь продемонстрировали всю остроту и неотложность вопроса о будущем мультикультурных (полиэтничных) обществ и об организации и функционировании института госслужбы в полиэтничной среде.
    Это проблема европейских стран, поскольку на их территории проживают меньшинства, стремящиеся сохранить и приумножить свои языковые и культурные особенности. Это, с другой стороны, общемировая проблема, в том числе и острейшая проблема Российской Федерации, так как те народности, которые принадлежат к меньшинствам в собственной стране, являются титульными нациями в соседнем государстве, а следовательно, внутриполитические конфликты в любой момент могут перерасти во внешнеполитические [Фрикингер Р., 1997]. Даже такие благополучные страны, как Канада, Бельгия, США, не избежали негативных последствий частичного игнорирования межэтнических различий.
    В связи с вышесказанным остается чрезвычайно актуальным анализ мировой и отечественной практики в области взаимоотношений между государством, гражданским обществом и этносом [Kymlicka W., 1995; Joppke C., Lukes S., 1999].
    Специфика государственной службы состоит, в первую очередь, в том, что она носит публичный характер, является воплощением комплекса социальных связей между государством и его гражданами, между управляющей и управляемой подсистемами социума. Но социальная среда, в которой действуют управленческие структуры, сама по себе субъективна, она формирует эти структуры, воздействует на процессы принятия и исполнения управленческих решений. Публичная власть, то есть государственная, общесоциальная, постоянно взаимодействует с самоуправлением социальных групп и общностей, и без знания особенностей группового поведения, специфики реагирования на социальные факты, явления, процессы государственное управление просто немыслимо.
    Стремительные изменения социального статуса, маргинализация значительных масс населения, деидеологизация духовной жизни пробудили инстинкт самосохранения этноса и привели к всплеску центробежных тенденций в этносоциальном пространстве государства. Создалась парадоксальная ситуация: в то время как экономические структуры стремятся к кооперации и интеграции, политические - к антагонизму и разделу. Преимущества кооперации в экономике очевидны, поскольку объединение усилий обеспечивает качественный скачок результативности. Государство же, Российская Федерация, продемонстрировав потребителям-гражданам, группам, субъектам федерации свое доминирование на рынке политических услуг, докажет свою состоятельность и необходимость. Под политическими услугами подразумеваются такие функции государства, как законотворчество и правоприменение, социальная защита, обеспечение потребностей граждан в здравоохранении, образовании, обеспечении гражданских прав и т.д.
    Государственное управление и регулирование в сфере этносоциальных отношений характеризуются высокой степенью сложности и социальной значимости. Лежащие в основе профессиональной деятельности управленца полиэтнические ценности часто входят в противоречие с характером управляемых социальных процессов. Управленческое решение, затрагивая интересы небольшой части одного из этносов, отражается на состоянии всей этносоциальной общности. Поэтому каждый государственный или муниципальный служащий, даже косвенно воздействующий на этносоциальные связи и структуры, должен быть стратегом, предвидящим все возможные последствия своих решений. Способность к прогнозированию и аналитическому мышлению невозможно развить без глубокого знания теории философии и социологии, этнографии, этносоциологии.
    В США в ходе осуществления реформы государственной службы, начатой еще в 1978 году, отдельное внимание уделялось решению проблем непредставленности в федеральной государственной службе значительной части "видимых меньшинств". Для решения этой проблемы в ноябре 1981 года было принято соглашение, получившее название Luevano Consent Decree, касающееся новых принципов найма на государственную службу афроамериканцев и испаноговорящих граждан Америки. Согласно указанному документу, были разработаны две программы - The outstanding Scholar Program и The Bilingual/Bicultural Program, которые не основывались на пронизивающих госслужбу США принципах системы заслуг и допускали определенные поблажки для представителей указанных этнических групп, желающих поступить на государственную службу. В результате, по прошествии 19 лет, в 2000 году Американская Коллегия по Защите Системы Заслуг (US Merit System Protection Board) и Отдел Управления Персоналом (Office Personnel Management) решили приостановить действие соглашения Luevano Consent Decree, оперируя данными о снижении профессионализма госслужащих и, как следствие, снижении привлекательности федеральных агентств для потенциальных талантливых и образованных работников.
    Более успешной оказалась попытка обучения госслужащих США навыкам и знаниям, необходимым для принятия решений в сфере управления полиэтничным обществом. Получая в ходе обучения и переподготовки, а также практики на местах информацию о:

государственные служащие получают навыки, касающиеся:

    Прошедшие обучение по программам особенностей управления в полиэтничной среде государственные служащие могут наиболее эффективно работать с населением, представляющим различные этнокультурные группы, привлекая весь комплекс знаний, полученный в ходе профессиональной подготовки и переподготовки.
    В практике новой российской государственной службы, не обеспеченной достаточно квалифицированными в области межнациональных отношений профессионалами, сложилась достаточно противоречивая ситуация, когда, с одной стороны, госслужащие обязаны обеспечивать целостность общества и соблюдение общесоциальных интресов, с другой - культивировать межэтнические различия и поддерживать их социальную репродукцию [Замогильный С.И., 1998].
    Опыт общения с госслужащими Правительства Саратовской области показал, что не только профессионалов, а и специалистов, сколь-нибудь близко знакомых с этносоциальной ситуацией в регионе, среди госслужащих найти практически невозможно. Не ведется серьезного сбора данных по межэтническим проблемам, нет четко разработанной программы, которая связывала бы воедино и анализировала деятельность всех департаментов, отделов, организаций, имеющих дело с решением вопросов межнационального взаимодействия. Кроме того, и в образовательных учреждениях, занимающихся целенаправленной подготовкой государственных служащих (сеть академий государственной службы), недостаточно внимания уделяется изучению способов и возможностей регулирования межнациональных отношений в мультикультурном обществе, каким, безусловно, является Россия, а в локальной проекции - Поволжский регион.
    Именно государственные служащие соответствующих органов управления будут теми людьми, кто призван общаться с представителями национальных меньшинств. Поэтому, кроме высокой профессиональной квалификации, госслужащие должны иметь умения и навыки работы с представителями разных национальностей, в большинстве своем приехавших к нам в регион с целым рядом проблем, которые необходимо решать даже на межличностном уровне.
    Необразованность госслужащих в указанной сфере приводит к тому, что подавляющее большинство чиновников высокого ранга, от которых зависит судьба беженцев, переселенцев, представителей нетитульных для Поволжья этносов, видят решение всех проблем лишь в немедленной ассимиляции. Ни в интеграции, ни в аккультурации, а только в окончательной и молниеносной ассимиляции, забывая об опыте, например, США и Канады, в которых, если ассимиляция и является конечной целью проводимой политики мультикультурализма, то темпы этого процесса (более краткие в США и более длительные в Канаде) исчисляются иногда десятилетиями.
    По оценкам миграционной службы, в Саратовскую область до 2005 года прибудет примерно 260 тысяч человек, что составляет 9,5% от численности нынешнего населения области. Это вызовет дополнительную нагрузку на органы госуправления и, конечно, на госслужащих, что еще раз доказывает потребность изучения зарубежного опыта в области государственного управления в полиэтничных обществах.

Библиографический список