Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/27.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:28 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:06:08 2012
Кодировка: koi8-r
ЗАКОН И УЧАСТИЕ В РАЗВИТИИ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ

Е. Широкова
г. Омск

ЗАКОН И УЧАСТИЕ В РАЗВИТИИ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ

    Россия - социальное государство, политика которого, согласно ст. 7 Конституции, должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция любого государства - основной закон, который является источником права и закрепляет реальный характер общественных отношений. Политика государства, закрепленная в форме закона, является основным и определяющим направлением развития общества. Но демократия предусматривет участие граждан в процессе управления, а значит, и в процессе определения и формирования политики развития страны. Если закон определяет развитие, а государственные структуры реализуют закон, а следовательно, и политику страны, то каким образом возможно участие граждан в процессе принятия решений на уровне планирования политических преобразований?
    Находясь на пути развития демократии, России предстоит разработать условия для реализации самого важного принципа демократического развития: как уполномочить граждан и вовлечь их в процесс принятия решений. Неправительственные организации являются возможностью для граждан заявить свои интересы. Но как показал опыт развития демократии в России, односторонний процесс не может быть эффективным. Одного влияния неправительственных организаций на государство недостаточно для предоставления гражданам полноценного участия. Что необходимо? Поиск путей сотрудничества со стороны государства с институтами гражданского общества, если государство заинтересовано в развитии страны, которое будет создавать возможности развития для граждан.
    Важная роль в данном процессе принадлежит и неправительственным организациям. Их роль заключается в нахождении путей сотрудничества с государственными структурами и структурами власти для расширения возможностей вовлечения граждан в процесс управления. К такому же выводу пришли международные и зарубежные неправительственные организации. Так, например, неправительственные организации в США могут инициировать закон и заручиться поддержкой сенаторов в его разработке и представлении к обсуждению. Важную роль также занимает лоббирование сенаторов и представителей по поводу принятия того или иного закона. Говоря о двусторонности данного сотрудничества, без инициативы неправительственных организаций данное сотрудничество невозможно. Роль неправительственных организаций заключается в сборе информации, анализе, насколько данный закон улучшит или ухудшит положение граждан, информировение граждан и их мотивирование к действию. Вы можете спросить, к какому действию, если речь идет о принятии закона? Да, к действию, граждане могут позвонить депутату, представляющему их округ, написать письмо, если речь идет о продолжительном процессе, позвонить в прямой эфир и высказать свою точку зрения. Но все это граждане смогут сделать только после проведенной работы неправительственных организаций. Таким образом, неправительственные организации могут уполномочить граждан, обеспечивая их информацией. Иногда даже специалистам трудно однозначно предположить, к каким последствиям приведет принимаемое решение, решает ли оно проблемы граждан. Владея неполной информацией, гражданам трудно полноценно оценить планируемую политику государства и понять важность принимаемого решения. Анализ ситуации, проведенный неправительственными организациями, позволит гражданам полноценно оценить ситуацию и быть более уверенными в своей позиции. Поэтому речь идет о нахождении способов работы для неправительственных организаций, которые были бы ориентированы на привлечение как можно более обширной аудитории граждан, а не только на информирование членов организации, как это происходит во многих случаях.
    С другой стороны, без определенных механизмов сотрудничества с неправительственными организациями со стороны органов власти неправительственным организациям невозможно будет реализовать их миссию в привлечении граждан в управление обществом. Необходимость разработки новых механизмов сотрудничества со стороны государственных структур очевидна, так как долгие годы центрального планирования и исполнения политических решений не предусматривали использования так называемых подходов ориентации на нужды граждан. Более открытые и прозрачные государственные институты предоставляют возможности для информирования граждан, но без четко определенных методов сотрудничества с институтами гражданского общества данные возможности не могут быть полноценно реализованы.
    Важность описанного подхода к формированию политики развития еще заключается в том, что принятый закон сам по себе реализоваться на может. Его реализаторы - граждане на местном уровне. От того, насколько закон будет хорошо продуман и рассмотрен с точки зрения местного самоуправления и вовлечения в его реализацию интересов граждан, зависит успех планируемых преобразований. Данный аргумент еще раз подтверждает необходимость внедрения принципа участия как со стороны государства, так и со стороны неправительственных организаций в планировании политических реформ.
    Чтобы говорить о России как о правовом демократическом государстве, недостаточно простого законодательного закрепления правовых демократических институтов современного мирового сообщества. Для этого необходимо детально разработать механизмы реализации прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, а также механизмы и пути правового просвещения подрастающего поколения.
    Международное сотрудничество в этой области позволит не только совершенствовать имеющиеся законы и нормативно-правовые акты, но и внедрять на территории Российской Федерации новые демократические положения и институты.
    Такой подход к развитию общества позволит ориентироваться на нужды граждан, а также позволит преодолеть впечатление о том, что в России государство с законами существует само по себе, а общество само по себе.