Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/26.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:34 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:05:49 2012
Кодировка: koi8-r
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ИЛИ "ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН" - РАЗЛИЧИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Ильин
г. Красноярск

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ИЛИ "ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН" -
РАЗЛИЧИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    Становление правового государства и ход демократических реформ в любой стране зависят от уровня сформированности правовой культуры ее граждан. Задача формирования правовой культуры подрастающего поколения россиян возложена на гражданско-правовое образование. Даже поверхностный взгляд на реализуемые в российской школе гражданско-правовые курсы позволяет заметить принципиальное отличие некоторых из них. Если одни курсы ставят задачу освещения прав и обязанностей будущего гражданина ("Азбука гражданина", "Ты и твои обязанности" и т.д.), то другие посвящены исключительно его правам ("Права человека", "Право на жизнь", и т.д.). Не обсуждая, какой из подходов наиболее применим в российской школе, сегодня рассмотрим природу возникновения этих подходов.
    В советской школе отсутствовал опыт трансляции демократических институтов и ценностей, и, как следствие, современная российская школа столкнулась с проблемой разработки специальных граждановедческих курсов, способных решить данную проблему. Отметим, что многие ныне существующие российские школьные гражданско-правовые курсы находятся под сильным влиянием западной (а точнее, американской) образовательной традиции. Оправданная попытка использовать опыт демократических стран в гражданском образовании совпала с тем фактом, что в большинстве случаев разработка граждановедческих курсов происходит при поддержке западных фондов. Очень часто наши педагоги, заимствуя методы преподавания и логику изложения материала, сами того не подозревая, объединяют различные (часто противоречащие друг другу) подходы к пониманию правового образования. Мы считаем, что при использовании методик гражданско-правового образования необходимо учитывать концептуальные различия взглядов на право и права человека в Российской и западной ментальности.
    Как мы уже сказали, наиболее существенное отличие подходов к правовому образованию наблюдается во взгляде на соотношение прав и обязанностей личности.
    Традиционно в России в преподавании права исходят из приоритета рассмотрения обязанностей гражданина своей страны (концепция позитивного права), в то время как на западе наибольшее внимание уделяют вопросам прав человека с морально-этической точки зрения (концепция естественного права). Каждый концептуальный подход определяет свою логику построения курса и требует использования специальных методических приемов. Попытка перенесения элементов какого-либо курса (структуры, отдельных тем и разработок уроков) без учета тех базовых оснований, которыми руководствовались его авторы, вряд ли позволить повысить эффективность гражданско-правового образования в России.