Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/16.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:36 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:02:15 2012 Кодировка: koi8-r |
Е. Белокоскова
г. Омск
В развитии торгово-экономических
отношений Российской Федерации со странами СНГ в
2000 году впервые с 1997 года отмечается рост
показателей объемов торговли. Товарооборот
достиг $ 25,3 млрд., увеличившись по сравнению с 1999
годом на 33%. Доля стан СНГ в российском
товарообороте достигла 19% [1]. В основе
этих процессов - повышение деловой активности и
расширение платежеспособного спроса, рост
инвестиций, укрепление курса рубля как основной
валюты расчетов в торговле со странами СНГ.
Республика Беларусь занимает первое место в СНГ
по объему товарооборота с Российской Федерацией
($ 9265,3 млн.), опережая Украину и Республику
Казахстан. Двустороннее внешнеторговое
сотрудничество носит стратегический характер.
Благодаря Беларуси Россия имеет транспортный
коридор для транзита своих товаров, через
который проходит около 75% российского экспорта в
Европу. Более половины белорусского экспорта
идет на российский рынок, почти две трети всего
импорта Беларуси закупается в России [2].
В объеме товарооборота Беларуси с
регионами России Омская область занимает 30-е
место, а наибольшие показатели имеют Москва,
Санкт-Петербург, Тюменская область. Но для Омской
области Республика Беларусь на протяжении
последних лет является одним из основных
торговых партнеров. По итогам 2000 года она заняла
третье место (после Казахстана и Финляндии) с
показателем товарооборота, равного $ 29,6 млн. [3].
В товарной структуре экспортных
поставок из Омской области в Белоруссию основное
место занимает продукция нефтехимической
промышленности, нефтепереработки, шинного
производства, машиностроения.
Омские предприятия закупают у
белорусских партнеров продукцию химической
промышленности, компоненты для производства шин,
сельскохозяйственные машины, насосы,
электробытовую технику (холодильники и
телевизоры), мебель, изделия легкой
промышленности.
Учитывая устойчивую позитивную
динамику развития торговых связей, отношениям с
Беларусью в Омской области уделяется особое
внимание. Двустороннее сотрудничество
активизировалось после визита в Омск в августе
1998 года Президента Республики Беларусь А.Г.
Лукашенко.
В рамках этого визита было подписано
соглашение между Администрацией Омской области
и Правительством Республики Беларусь о
торгово-экономическом, научно-техническом и
культурном сотрудничестве, принято решение об
организации торговых домов в Минске и Омске.
В развитие достигнутых
договоренностей было подписано Постановление
Главы Администрации (Губернатора) Омской области
от 29.10.98 г. N 420-п "О развитии интеграционных
связей Омской области с Республикой Беларусь",
а также Протокол мероприятий к Соглашению между
Правительством Республики Беларусь и
Администрацией Омской области о
торгово-экономическом, научно-техническом и
культурном сотрудничестве на 2000-2001 годы.
Активно развивается сотрудничество
Омской и Белорусской торгово-промышленных палат.
Осенью 1997 г. подписаны соглашения о
сотрудничестве между Омской ТПП и Белорусской
ТПП, а также Омской ТПП и Минским отделением
Белорусской ТПП. В рамках этих соглашений в
Минске прошли "Дни делового сотрудничества
Омск-Минск-98". В состав омской делегации
входили представители Администрации Омской
области, руководители и специалисты ряда крупных
предприятий, представляющие такие отрасли, как
электротехника и приборостроение, капитальное
строительство и материально-техническое
снабжение, хлебобулочное и дрожжевое
производство, оптовая и розничная торговля.
В апреле 2000 года Омскую область
посетила делегация руководителей белорусских
предприятий. Они познакомились с работой омских
производственников, обсудили возможности не
только торгового, но и, - что особенно важно, -
кооперационного сотрудничества. В результате
состоявшихся переговоров в настоящее время
стало возможным осуществление таких проектов,
как изготовление отдельных узлов ветроустановок
на базе ПО "Полет"; модернизация газового
счетчика, разработанного ОАО "Релеро",
совместно с НПО "Интеграл" (Минск), и другие.
Главное управление сельского
хозяйства и продовольствия Администрации Омской
области закупило в Белоруссии для акционерных
обществ 26 тракторов, другую
сельскохозяйственную технику.
Новым импульсом развития двусторонних
отношений в 2001 году стал визит в Минск омской
делегации, в составе которой были представители
28 предприятий и организаций различных сфер
бизнеса. В рамках этой торгово-экономической
миссии состоялось около 300 встреч с
представителями минских предприятий, треть
переговоров признана участниками
результативными.
В перспективе планируется развивать
такие направления, как научно-технические
разработки в сфере различных видов вооружений;
поставки продукции нефтехимического комплекса,
авиа- и автомобилестроения; создание производств
с применением новейших технологий по выпуску
оборудования для агропромышленного комплекса,
оборудования и изделий медицинского назначения;
расширение поставок товаров народного
потребления; создание консигнационных складов
оптовой торговли.
Углубление межрегионального
сотрудничества не могло не выявить и ряд проблем.
Серьезным препятствием является географическая
удаленность и, соответственно, высокая стоимость
транспортной составляющей в цене товаров.
Оставляет желать лучшего и информационная
обеспеченность омских и белорусских предприятий
относительно возможностей друг друга. Есть и ряд
экономических факторов, препятствующих
расширению торговли. Так, например, промышленные
предприятия Беларуси покупают природный газ по
ценам в 3,5 - 4,3 раза выше, чем в соседних регионах
России, а электроэнергию - в 5,5 - 6 раз дороже.
Энергетическая составляющая в белорусских
товарах занимает значительную часть, поэтому
сложнотехнические изделия проигрывают по
конкурентоспособности российским.
И все же, оценивая динамику развития
торгово-экономических и гуманитарных связей
Омской области с Республикой Беларусь, можно
прийти к выводу, что интеграция России и Беларуси
в последнее время успешнее идет на уровне
регионов, чем государств. Региональные связи
позволяют оперативно и эффективно решать
экономические проблемы, так как этот процесс в
наименьшей степени испытывает влияние
внешнеполитических факторов. Последние, наряду с
макроэкономическими, оказывают существенное
влияние на интеграционные процессы на
межгосударственном уровне.
На момент подписания Россией и
Беларусью договора о создании Союзного
государства (8 декабря 1999 года) оказалось, что за
время, прошедшее после разделения СССР, стороны
успели настолько отдалиться друг от друга, что
сегодня потерянное собирается буквально по
крупицам. Экономика работает по различным
схемам, политические системы в значительной
степени самодостаточны.
Процесс объединения оказался
значительно сложнее, чем предполагалось вначале.
К этому добавляется огромная разница в
социально-экономических потенциалах двух стран:
Беларусь - это лишь 7% от России по территории и
численности населения. А если сопоставить
макроэкономические показатели, то разница будет
еще больше. Например, белорусские валютные
резервы составляют лишь 1,2% российских [4].
Именно поэтому вопрос о введении единой денежной
единицы и формировании единого эмиссионного
центра вызвал столько противоречивых мнений, а
само его решение отложено до 2005 года.
Еще одна проблема, непосредственно
влияющая на торгово-экономические аспекты в
рамках Союзного государства, - это формирование
единого таможенного пространства и создание
единой системы тарифного и нетарифного
регулирования.
В январе 1995 года было подписано
соглашение о Таможенном союзе между Республикой
Беларусь и Российской Федерацией (позднее к нему
присоединились Казахстан, Киргизия и
Таджикистан), предусматривавшее создание единой
таможенной территории и отмену таможенного
контроля на российско-белорусской границе. Но,
вместе с тем, оставались существенные различия в
сфере таможенных платежей, что наносило
российскому бюджету ощутимый урон.
В 1998-99 гг. Россия и Белоруссия
предприняли определенные действия во внешней
торговле без согласования друг с другом.
Например, Россия ввела экспортные пошлины на
нефть и нефтепродукты, а Белоруссия этого делать
не стала. В результате наш сосед превратился в
крупнейшего поставщика этих товаров - поток
российской нефти и нефтепродуктов беспошлинно
пошел в Белоруссию, а оттуда - в страны Балтики и
Восточной Европы. Если в 1999 году ставки
экспортных пошлин двух стран различались по 85
товарным позициям, то к началу 2000 - по 137. В конце
марта 2000 года Россия практически восстановила
таможенный контроль на российско-белорусской
границе. Беларусь предприняла адекватные меры.
Это стало шагом назад в строительстве Союзного
государства.
В настоящее время достигнута
двусторонняя договоренность применения в
торговле с третьими странами единых таможенных
тарифов, за исключением конкретного перечня
товаров, по которым ставки пошлин сохранят
временные различия.
Время покажет, насколько реально
выполнение этих договоренностей. Практика
внешней торговли показывает, что построить
таможенный тариф Союзного государства путем
переговоров, сопоставления и закрепления
совпавших позиций, ставок нереально. Таможенный
тариф каждого государства обслуживает интересы
его национальной экономики. Кроме того,
таможенный тариф России насчитывает более
десяти тысяч позиций, поэтому договоренности,
помимо политических и экономических, имеют
технические сложности.
В сфере двусторонней торговли есть и
проблемы, действие которых проявится лишь в
перспективе, но обсуждать и учитывать их
последствия надо уже сейчас. Это касается,
например, присоединения России и Беларуси к
Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящий
момент государства, договорившись лишь о
"координации" позиций, проходят процедуру
присоединения по отдельности, и Россия в этом
отношении продвинулась значительно дальше.
Вступление в ВТО по отдельности неизбежно
создаст угрозу российско-белорусской
государственности.
Движение к реальному таможенному
союзу осложнено и такой проблемой, как
сертификация происхождения товаров. В сфере
внешней торговли этот документ дает право
использования международной системы
преференций, что может значительно, иногда до
нуля, снизить ставки ввозных таможенных пошлин.
Введение союзного сертификата происхождения
будет означать, что все ограничения, налагаемые
на любую из стран - партнеров по Союзному
государству, будут распространяться на
остальных его участников. Лишь один пример: в 2000
году США лишили Беларусь национальной системы
преференций. Введение союзного сертификата
происхождения распространит это ограничение и
на ввоз российских товаров. Одновременно
антидемпинговые процедуры, применяемые другими
странами по отношению к ряду товарных позиций
российского экспорта, будут иметь силу и в
отношении белорусских товаров.
Таким образом, процесс сближения
участников Союзного государства неизбежно будет
проходить ряд последовательных этапов. Сегодня
разговор в большей степени идет о планах работы,
о намерениях. Окончательное решение вопроса
будет зависеть от экономической ситуации в
России и Беларуси в 2001-2005 годах.