Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/12.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:28 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 19:59:48 2012 Кодировка: koi8-r |
А. Крысанова
г. Павлодар
Важнейшей характеристикой
общественного производства при любых
хозяйственных системах является категория
экономического роста. В современной
экономической теории под экономическим ростом
обычно понимаются долговременные изменения
естественного уровня реального объема
производства, связанные с развитием
производительных сил на долгосрочном временном
интервале. В рыночной экономике стремление
основных субъектов экономики к экономическому
росту существует постоянно, независимо от того,
какой уровень развития достигнут в обществе,
поскольку производители постоянно стремятся к
минимизации отставания производства от момента
возникновения потребностей. Однако реальные
условия производства далеко не всегда позволяют
реализовать потенциал роста.
Современное состояние экономики РК
достаточно противоречиво. С одной стороны, уже
достигнуты определенные положительные
результаты. С другой, решение возникающих в
процессе трансформации новых проблем на фоне
сохраняющегося множества нерешенных вопросов
требует не только длительного периода времени и
мобилизации внутренних ресурсов, но и оказания
довольно значительного объема внешней помощи.
Практически любая проблема,
возникающая в процессе реформирования экономики
самым тесным образом связана с теми или иными
региональными факторами и условиями.
Необходимость регионализации
социально-экономической политики государства и
смещение акцентов в проведении рыночных реформ
на региональный уровень объективно обусловлена
спецификой государственного устройства
Казахстана, природно-климатическими,
геополитическими, демографическими
особенностями его регионов, неравномерностью
социально-экономического развития.
Определение параметров, влияющих на
экономический рост в каждом регионе, и, с учетом
их особенностей, создание механизма управления
экономическим ростом на уровне региона
представляется насущной и важной проблемой для
практики реформирования и ставит перед
экономической наукой задачу проведения
исследований по этому вопросу и выработки
рекомендаций, пригодных для претворения в жизнь.
Какие же функции государства наиболее
эффективно выполняются на региональном уровне?
Ученые в своих исследованиях опираются на опыт
различных территорий с отличающимися
социально-экономическими и
общественно-политическими условиями. Вопрос о
распределении функций и полномочий между
органами центральной и местной власти остается в
нашей стране открытым по сей день. В общем виде
при определении полномочий главное условие
рациональности состоит в следующем: набор
функций, возлагаемые задачи и мера
ответственности республиканского и
регионального уровней управления экономикой
должны соотноситься с полномочиями в
использовании необходимых для этого ресурсов. К
сожалению, это условие далеко не всегда
выполняется, и местные органы власти часто
сталкиваются с ситуацией недостатка
материально-финансовых и правовых ресурсов при
решении региональных проблем.
Актуальным также является вопрос о
степени и методах воздействия государства в
формировании и развитии региональной структуры
экономики. Опыт послевоенных лет экономического
развития стран - "рыночных лидеров",
неопровержимо свидетельствует о том, что ни в
одном из них не была допущена рыночная анархия в
формировании региональных пропорций, развитии
крупных городов, не были забыты малые народы,
обитающие на территориях с экстремальными
природными условиями.
Теперь обратимся к задачам, которые
требуют решения. Исходя из положения, что
экономика страны находится на пороге
экономического подъема, наиболее актуальными в
настоящее время являются сбор и анализ исходной
информации о текущем состоянии и о потенциале
развития экономики регионов с целью определения
долгосрочных приоритетов развития, анализ
отраслевой структуры экономики и размещения
производительных сил в регионе. Цель состоит в
том, что имеющиеся в мире методики и подходы по
оценке потенциала экономики необходимо
адаптировать к условиям Казахстана, дополнить
собственными предложениями и исполнить в
минимальные сроки с наименьшими затратами.
Региональное развитие подразумевает
изменение внутренней социально-экономической
структуры региона (обычно прогрессивное,
поскольку в противном случае было бы уместно
выражение "деградация"). Структурные
преобразования требуют больших затрат
материально-финансовых, трудовых и временных
ресурсов, но их осуществление влечет за собой
огромный мультипликативный эффект и является
необходимым условием развития.
Западные подходы к размещению
производительных сил (главным образом, теория
международной конкурентоспособности) и
разработки советских экономистов по
планированию развития отраслей могут быть с
пользой совмещены, и найдена новая рациональная
методика, применимая в условиях переходной
экономики Казахстана. Немаловажную роль в
усовершенствовании отраслевой структуры
производства играет установление
взаимовыгодных экономических связей, в том числе
с близлежащими регионами России, Кыргызстана, и
других стран постсоветского пространства, где
продукция казахстанских производителей может
быть конкурентоспособной.
Структурная политика непосредственно
связана с проблемами экономической динамики в
"сверхдлинном" периоде, когда изменениям
подвергаются основные институты власти,
управления, объекты инфраструктуры, структурные
взаимосвязи в экономике и в ее взаимодействии с
внешней средой.
Для нашей страны долгое время было
характерно то, что структурные,
институциональные и функциональные изменения
происходили быстрее, чем изменения в прямых
факторах производства, определяющих рост
естественного уровня реального объема
производства. На современном этапе ситуация
выглядит иначе: рынок, развиваясь, изменяет облик
реального сектора экономики, а институты власти,
менее динамичные и гибкие, продолжают
функционировать по "старым правилам". Это
отставание ложится дополнительным грузом
трансакционных издержек на плечи экономики,
которой для экономического роста требуется
максимальная рационализация использования
ресурсов.