Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/07.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:28 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 19:57:48 2012 Кодировка: koi8-r |
Ю. Семенова
Нижний Новгород
Отсутствие на настоящем этапе единой системы европейской безопасности и неотработанная структура участия России в поддержании европейской безопасности позволяет сформулировать как основные следующие позиции доклада:
Изменения в системе международных
отношений неизбежно привели к необходимости
переоценки внешнеполитических ориентиров
России. 90-е годы - тот временной интервал, в
котором, на наш взгляд, произошла выработка
достаточно ясной и четкой системы приоритетов
российской внешней политики, стали отчетливо
видны механизмы взаимодействия по вопросам
безопасности.
Этот процесс, безусловно, шел крайне
болезненно, не до конца ещё развеяны иллюзии и
сломаны стереотипы, но главным итогом видится
переход к прагматичному осмыслению
внешнеполитической линии России и её места в
новом мировом порядке.
Доклад не предполагает конечных
дефиниций роли и места России в Европе, автор
попытается лишь охарактеризовать основных
игроков европейской сцены и спрогнозировать
наиболее успешные, с российской точки зрения,
сценарии взаимодействия с ними.
В целом, при обсуждении новой
архитектуры европейской безопасности,
необходимо иметь в виду такие ключевые моменты,
как роль современных институтов и перспективы их
дальнейшего развития и существования, степень их
вовлеченности в решение новых задач в сфере
безопасности, а также степень и
институциональная оформленность вовлеченности
России в формирование новой архитектуры
безопасности.
Безусловно, важным представляется
развитие отношений между Россией и ЕС, что было
подтверждено Парижской встречей в верхах в
октябре 2000 года. ЕС определен как стратегический
партнер (порядка 40% торгового оборота, 60% прямых
зарубежных инвестиций). Идет серьезная работа по
укреплению сотрудничества в рамках Соглашения о
Стратегическом Партнерстве на уровне
правительственных органов, межпарламентского
сотрудничества.
Однако, при обсуждении вопроса о
создании системы европейской безопасности на
качественно ином уровне необходимо учитывать
точку зрения, представляющую НАТО как инструмент
влияния в Европе, а расширение НАТО - как
контрпродуктивный процесс. Именно различные
подходы к разрешению кризисов,
продемонстрированные НАТО и ОБСЕ, позволяют
говорить о наличии инвариантной структуры
дальнейшего развития системы безопасности в
Европе. Можно выделить ряд вариантов:
Роль России в формировании структуры
европейской безопасности одновременно велика и
парадоксальна. Россия должна стать как бы
формализующим трехсторонний переговорный
процесс звеном, что на данном этапе практически
трудноосуществимо вследствие её экономической
слабости.
Однако осознание необходимости
обеспечения коллективной безопасности с
непременным участием России всеми сторонами
дает ей широкие возможности для осуществления
внешнеполитических инициатив.