Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/36.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:22 2004
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:05:36 2012
Кодировка: koi8-r
На руинах идеи университета: преподаватели vs. менеджеры

Елена Трубина

На руинах идеи университета: преподаватели vs. менеджеры

    Деятельность вузовского преподавателя (как и любая ситуация индивида в рамках социального института) неизбежно гетерономна. То, что на уровне повседневного дискурса артикулируется как "государство заваливает нас бумажной работой, а нашу собственную работу не ценит", есть выражение масштабных социально-политических тенденций, состоящих в том, что нуждами социальной сферы государство, подмявшее под себя стремящееся выжить социальное целое, неизбежно жертвует. Добавим к этому резкое падение социального престижа преподавательских профессий. В прошлом относительно скромное материальное вознаграждение компенсировалось безусловным признанием социальной роли педагога, когда трансляция преподавательским корпусом ключевых ценностей рациональности оборачивалась моральной его поддержкой со стороны общества. Сегодня комбинация полунищенского материального состояния, отсутствия моральной поддержки со стороны общества и усиление требований со стороны управленческих инстанций приводит многих к поискам иного поприща.
    Опыт пребывания в западной университетской среде оказывается тем поучительнее, чем скорее для выходца из страны "догоняющей модернизации" становится очевидным значительное сходство в ситуациях "местных" и "их" университетов. Оно состоит в том, что вряд ли когда-либо вернутся времена беспроблемного государственного финансирования вузовского образования, когда культура была полем соревнования двух сверхдержав. Автор замечательной по своей трезвости книги "Университет в руинах" Билл Ридингс замечает в этой связи, что технократические принципы администрирования все более подчиняют себе диалектику преподавания и исследования - основных компонентов профессиональной жизни преподавателя. Одно из грустных моих открытий состояло в том, что западные коллеги - при всех различиях наших ситуаций - также находятся в поиске более или менее успешных стратегий сопротивления функционалистской, менеджерской идеологии администраторов, норовящих свести к минимуму преподавание не сулящих немедленной коммерческой выгоды дисциплин.
    Мой "гарвардский" опыт существенно обогатил мой арсенал стратегий сопротивления одержимого эффективностью администрирования и другим практикам власти. Главной из них я бы сочла стратегию собственной успешности: индивид, добившийся признания в своей профессиональной среде, даже если он представляет не прикладную, но фундаментальную, не практичную, но "высоколобую" дисциплину, оказывается значительно менее уязвимым. Вторая (по счету, не по значимости) стратегия состоит в поддержании сети контактов (перерастающих подчас в дружеские отношения). Ты становишься ее частью там, а по возвращении ежедневное чудо электронной почты позволяет тебе вдыхать в нее жизнь. Я, конечно, не имею в виду, что выхожу из конфликных ситуаций, потрясая письмами западных коллег. Но в этих письмах содержатся подчас неоценимые уроки мужества - мужества делать свое дело, каким бы непрактичным оно не казалось тем, кто стоит над тобой. В итоге ты овладеваешь "игрой пассивности и активности" (выражение французского философа Поля Рикера): умением не только принимать решения, но и лавировать в поле долговременных последствий решений, принятых другими.