Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/13.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:23 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:57:48 2012
Кодировка: koi8-r
Роль программы Фулбайт в процессе глобализации образования

С.Г. Гильмиярова
(Уфа)

Роль программы Фулбайт в процессе глобализации образования

    В эпоху глобализации и перехода общества к постиндустриальному этапу происходит объединение мировой экономики, финансовых потоков, разрабатываются единые технологии, наблюдается взаимопроникновение культур. Для современной науки также характерны процессы интеграции. Ученые объединяются по проблемам, а не по предметам. Глобализация - главный вызов образованию в мировом масштабе.
    Образование - относительно консервативная структура, но сейчас общая тенденция приводит к интеграции в области педагогики. Для интеграции характерны взаимозависимость, взаимодополняемость, синхронизация национальных образовательных систем. Создается единое мировое образовательное пространство. Лидером интеграционных процессов является США, Россия становится связующим звеном между образовательными пространствами Запада и Востока. Опыт советского образования, освобожденный от идеологической окраски, имеет большую общемировую ценность. Процесс интеграции образования имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но он неизбежен, т.к. без этого невозможно создание единых технологий и мировых стандартов. Пример: телевизор, сделанный в Японии, в Малайзии или в Воронеже, обладает практически одинаковыми техническими характеристиками. Примерно одинакова и квалификации рабочих (их зарплата может отличаться в десятки раз). Следовательно, образование, полученное в разных странах, должно удовлетворять единым общемировым стандартам. Это необходимое условие общественного прогресса и гармоничного развития в глобальном масштабе.
    Процесс глобализации образования пойдет более успешно, если в него внесут свой вклад фулбрайтовцы, поскольку знание достоинств и недостатков образовательных систем России и США дает ряд преимуществ. Основным достоинством американской системы является ее гибкость, мобильность, доступность для любого возраста, возможность выбора дисциплины, преподавателя, длительности сроков обучения и т.д. В то же время образовательная система России дает систематичные знания. Сегодня в высшем образовании обеих стран наблюдаются общие негативные тенденции: уменьшение финансирования фундаментальных исследований, падение общественного статуса преподавателей вузов, увеличение учебной нагрузки, что затрудняет занятия наукой.
    Для создания оптимального мирового образовательного пространства необходима координация усилий участников международных программ. Можно выделить три уровня интеграции образования:

  1. Индивидуальный, на уровне содержания образования, форм и методов обучения. После работы в США я переработала свои учебные планы. Могу поделиться опытом, какие американские методики успешно работают в российских условиях. У других участников программы тоже наверняка есть интересный материал по этой тематике, его следует обсудить на конференции.
  2. Внутрипрограммный (обмен опытом и информацией). Программа Фулбрайт много сделала для развития интеграции и повышения статуса российских ученых. На будущее можно предложить проведение конференций участников программ по обмену, издание журнала "Фулбрайтовец" и совместных учебных пособий, в сети Интернет на сайте программы Фулбайт можно разместить сведения об участниках программы и их возможностях.
  3. Уровень международных образовательных проектов. Я могу предложить подобный проект по экологическому образованию, в этой области представлены различные интегративные течения (между проблемами, науками, странами, общественными группами и т.д.). Идеальным вариантом интеграции представляется создание Метауниверситета - международного университета, в котором бы работали участники программ по обмену. На нашей конференции следует рассмотреть международные проекты в области образования, предложенные другими участниками.