Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/13.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:23 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:57:48 2012 Кодировка: koi8-r |
С.Г. Гильмиярова
(Уфа)
В эпоху глобализации и
перехода общества к постиндустриальному этапу
происходит объединение мировой экономики,
финансовых потоков, разрабатываются единые
технологии, наблюдается взаимопроникновение
культур. Для современной науки также характерны
процессы интеграции. Ученые объединяются по
проблемам, а не по предметам. Глобализация -
главный вызов образованию в мировом масштабе.
Образование - относительно
консервативная структура, но сейчас общая
тенденция приводит к интеграции в области
педагогики. Для интеграции характерны
взаимозависимость, взаимодополняемость,
синхронизация национальных образовательных
систем. Создается единое мировое
образовательное пространство. Лидером
интеграционных процессов является США, Россия
становится связующим звеном между
образовательными пространствами Запада и
Востока. Опыт советского образования,
освобожденный от идеологической окраски, имеет
большую общемировую ценность. Процесс
интеграции образования имеет свои положительные
и отрицательные стороны. Но он неизбежен, т.к. без
этого невозможно создание единых технологий и
мировых стандартов. Пример: телевизор, сделанный
в Японии, в Малайзии или в Воронеже, обладает
практически одинаковыми техническими
характеристиками. Примерно одинакова и
квалификации рабочих (их зарплата может
отличаться в десятки раз). Следовательно,
образование, полученное в разных странах, должно
удовлетворять единым общемировым стандартам.
Это необходимое условие общественного прогресса
и гармоничного развития в глобальном масштабе.
Процесс глобализации образования
пойдет более успешно, если в него внесут свой
вклад фулбрайтовцы, поскольку знание достоинств
и недостатков образовательных систем России и
США дает ряд преимуществ. Основным достоинством
американской системы является ее гибкость,
мобильность, доступность для любого возраста,
возможность выбора дисциплины, преподавателя,
длительности сроков обучения и т.д. В то же время
образовательная система России дает
систематичные знания. Сегодня в высшем
образовании обеих стран наблюдаются общие
негативные тенденции: уменьшение финансирования
фундаментальных исследований, падение
общественного статуса преподавателей вузов,
увеличение учебной нагрузки, что затрудняет
занятия наукой.
Для создания оптимального мирового
образовательного пространства необходима
координация усилий участников международных
программ. Можно выделить три уровня интеграции
образования: