Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/11.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:26 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:57:33 2012
Кодировка: Windows-1251
На пути к международной образовательной среде: Европейский Университет в Санкт-Петербурге и программа "Фулбрайт"

В. Я. Гельман
Европейский Университет, Санкт-Петербург

На пути к международной образовательной среде: Европейский Университет в Санкт-Петербурге и программа "Фулбрайт"

    Международные связи в области образования в России обычно носят характер либо двусторонних обменов между отдельными университетами, либо индивидуальных проектов отдельных специалистов и/или кафедр. В рамках Европейского Университета в Санкт-Петербурге, начиная с 1998 года, реализуется новая модель, предусматривающая формирование международной образовательной среды. Основу этого проекта составила междисциплинарная Международная магистерская программа по российским исследованиям (IMARS). В рамках IMARS проводится одногодичная подготовка магистров, ведутся 15 учебных курсов по российской политике, истории, социологии, экономике и другим дисциплинам (занятия проводятся на английском языке). В 1998-2001 годах в IMARS прошли обучение около 50 студентов из 11 стран. В 2000-2001 учебном году обучение двух американских студентов в IMARS было поддержано программой Фулбрайт.
    Хотя программа функционирует на основе самоокупаемости, ее реализация была бы существенно затруднена без поддержки программ российско-американских академических обменов. Это касается прежде всего обмена преподавателями. Благодаря интересу американских специалистов и поддержке программы Фулбрайт, Европейскому университету в Санкт-Петербурге удалось организовать регулярные visiting professorships для американских коллег, преподающих в IMARS. Речь идет о постановке таких учебных курсов, как "Post-Soviet Political Economy", "Russia's Foreign Policy" и др. В Европейском Университете в Санкт-Петербурге преподавали Фулбрайт - профессора Дэвид Вудрафф (MIT, 1998-1999), Питер Ратлэнд (Wesleyan University, 1999-2000), Стивен Фиш (University of California at Berkeley, 2000-2001). В 2001-2002 году планируется, что при поддержке программы Фулбрайт будут преподавать Тед Хопф (Ohio State University) и Уильям Циммерманн (University of Michigan). Помимо преподавания в IMARS, Фулбрайт - профессора ведут занятия и с российскими студентами по основной аспирантской программе Европейского Университета в Санкт-Петербурге.
    В свою очередь, преподавание в международной образовательной среде требует адаптации к российским условиям американской практики преподавания и обучения. Эта цель стояла передо мной в ходе пятимесячного пребывания в качестве стипендиата программы Фулбрайт в Центре российских исследований Гарвардского Университета (1999-2000). Основная работа в этот период велась над главами учебника по современной российской политике, предназначенного для англоязычной аудитории (завершение работы планируется в 2001 году). В целом, академические различия между IMARS и магистерскими программами американских университетов не столь велики: используются сходная система кредитов и критерии оценок, практика эссе и письменных экзаменов, и т.д. Вместе с тем, непосредственное знакомство с американским опытом позволяет расширить горизонты, вводя в практику обучения российским исследованиям сравнительный контекст.