Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/18.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:27 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:59:14 2012
Кодировка: koi8-r
Современные психотехнологии: новые возможности межкультурной и междисциплинарной интеграции

М. В. Карасева
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Современные психотехнологии:
новые возможности межкультурной и междисциплинарной интеграции

    Текущая cоциальная cитуация. В начале 21-го века усилилась роль психотехнологий (обучения, духовного саморазвития, социальной помощи). Среди основных составляющих их роста: развитие информационных технологий, интенсификация обучения. Особенностью развертывания этих процессов на современном этапе является межкультурная и междисциплинарная интеграция.
   1. Межкультурная интеграция: образовательная и культурологическая сферы.
    а)
Рассмотрение высокоэффективных и низкоэффективных тенденций развития в практике обучения в гуманитарно-художественных колледжах СШАэкономическом, антропоцентрическом, когнитивном и гендерном аспектах).
    Системность образования, раннее начало интенсивного образования как факторы возможного позитивного российского влияния. Примеры из личного опыта обучения студентов-иностранцев.
    Низкоэффективные черты российской системы образования: в т.ч. жесткая иерархичность в получения знаний, слабая компьютерная база. Пример возможного использования американских музыкально-образовательных компьютерных программ (полученных в результате Фулбрайт-стажировки);
   б) Выявление способствующих и мешающих факторов интеграции российских ученых в международное научное сообщество с культурологических позиций.
    Способствующие факторы: гуманистические установки в современном социальном развитии России и Америки, демократические ориентиры и социальная открытость общества, ставший более сопоставимым культурно-бытовой уровень жизни крупных городов Америки и России.
    Препятствующие факторы: социокультурная и языковая адаптация. Феномен культурного шока и анализ его проявлений у российских ученых. Среди аспектов: отношение к пространству, архитектуре, стилю одежды и питания. Обзор американской "элитарной культурной модели" (университетские городки). Способы преодоления культурного шока: повышение уровня толерантности к иной языковой и поведенческой модели. Эффективность использования психотехнических НЛП-моделей работы с типологическими убеждениями.
   2. Междисциплинарная интеграция на примере музыкальной психокоррекции - новой области исследований в обеих странах. Важность использования коммуникативных и суггестивных возможностей музыкального языка для оптимизации социального поведения людей, в особенности, живущих в мультиэтнической среде. Анализ факторов, сдерживающих развитие междисциплинарного подхода.
   Практические шаги, сделанные автором лично, а также планирующиеся сделать для углубления межкультурных и междисциплинарных связей.
   Предложения по оптимизации межкультурной деятельности фонда: а) образовательные: развитие междисциплинарных программ, сочетающих искусствоведческий и социопсихологический подходы; б) психоэкологические: создание Интернет-сайта психологической поддержки российских ученых, стажирующихся в США. Предполагаемые эффекты: возможность отслеживания и оперативного решения возникающих наиболее типичных проблем (в том числе проблемы разобщенности). Разработка рубрик подобного сайта может стать отдельной темой социолого-психологического исследования автора.