Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/17.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:23 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:59:00 2012 Кодировка: koi8-r |
Е.Р.Ярская-Смирнова
Саратовский государственный технический
университет
Сегодня, когда Россия
переживает серьезные преобразования, очень
важно подходить к исследованию общественных
явлений и процессов с учетом возникновения новых
и воспризводства прежних форм социальной
дифференциации, поэтому одной из центральных
задач высшего и поствузовского образования
является анализ социального неравенства и
способов его преодоления, возможный лишь с
позиций междисциплинарного социального знания.
При этом известные нам из американского опыта
акционистские (action research) и партисипаторные
исследования (participatory research) становятся важной
методологией современной социологии, социальной
работы, социокультурной антропологии и
гендерных исследований, анализа социальной
политики - именно эти новые учебные
специальности и научные направления развиваются
в Саратовском государственном техническом
университете (СГТУ). Кафедра социальной
антропологии и социальной работа СГТУ, где эти
направления активно проводят в жизнь два
выпускника программы Фулбрайт и стипендиаты
программы C.E.P. (Civic Education Project), стала инициатором
международного проекта EDU-ACTION: Empowering Democracy with(in)
University - Academia for Critical Thinking and Inclusion (см.edu-action.narod.ru).
Проект нацелен на вовлечение
университетских преподавателей, аспирантов,
представителей государственных и
негосударственных образовательных программ,
местных сообществ в обсуждение роли
университетов в усилении демократии внутри и вне
академической среды. EDU-ACTION состоит из семинаров
и летних школ, которые 1) вскроют проблему
доступности и роли образования для
разнообразных социальных групп, в зависимости от
пола, возраста, класса, этничности, инвалидности,
гражданства, географии; 2) предоставят участникам
возможности испытать преимущества современных
приемов обучения и обменяться обучающими
технологиями; 3) сделают акцент на включающих
практиках обучения и роли критической
социальной науки в образовании; 4) обсудят задачи
и возможности наведения мостов между академией и
местными сообществами; 5) вовлекут участников в
педагогические мастерские по методам
исследования и преподавания. Результаты проекта
распространяются посредством публикаций
сборников и репортажей в местных газетах. Первый
семинар по проблемам социального неравенства и
образования состоялся 16-17 февраля 2001 г. и созвал
представителей вузовской науки и образования,
специалистов социальной сферы, учителей школ,
лидеров общественных организаций. Семинар
явился признанием того, что хотя образование и
служит торжеству справедливости и социальному
развитию, но в то же время ограничивает
возможности человека, порождает сегрегацию и
воспроизводит социальное неравенство. Кроме
того, семинар стал шагом к объединению усилий
университетов и местных сообществ, чтобы
повысить шансы людей на полноценную жизнь в
социуме, предупредить насилие и социальную
дезинтеграцию, найти способы формирования
толерантности и позитивных социальных
изменений.
Программа Фулбрайт несомненно могла
бы содействовать подобным инновационным
образовательным проектам в следующих аспектах:
поддержка мероприятий EDU-ACTION посредством
выделения грантов на поездки выпускникам
программы и зарубежным ученым для участия в
семинарах и летних школах проекта,
информационная поддержка проекта. Кроме того,
СГТУ готов принять американских ученых для
преподавания и проведения исследований по
проблемам социологии образования, социальной
работы, социокультурной антропологии,
социального неравенства, гендерных исследований
и социальной политики.