Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/17.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:23 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:59:00 2012
Кодировка: koi8-r
Усиление демократии посредством университета

Е.Р.Ярская-Смирнова
Саратовский государственный технический университет

Усиление демократии посредством университета: международные образовательные инициативы EDU-ACTION в Саратове

    Сегодня, когда Россия переживает серьезные преобразования, очень важно подходить к исследованию общественных явлений и процессов с учетом возникновения новых и воспризводства прежних форм социальной дифференциации, поэтому одной из центральных задач высшего и поствузовского образования является анализ социального неравенства и способов его преодоления, возможный лишь с позиций междисциплинарного социального знания. При этом известные нам из американского опыта акционистские (action research) и партисипаторные исследования (participatory research) становятся важной методологией современной социологии, социальной работы, социокультурной антропологии и гендерных исследований, анализа социальной политики - именно эти новые учебные специальности и научные направления развиваются в Саратовском государственном техническом университете (СГТУ). Кафедра социальной антропологии и социальной работа СГТУ, где эти направления активно проводят в жизнь два выпускника программы Фулбрайт и стипендиаты программы C.E.P. (Civic Education Project), стала инициатором международного проекта EDU-ACTION: Empowering Democracy with(in) University - Academia for Critical Thinking and Inclusion (см.edu-action.narod.ru).
    Проект нацелен на вовлечение университетских преподавателей, аспирантов, представителей государственных и негосударственных образовательных программ, местных сообществ в обсуждение роли университетов в усилении демократии внутри и вне академической среды. EDU-ACTION состоит из семинаров и летних школ, которые 1) вскроют проблему доступности и роли образования для разнообразных социальных групп, в зависимости от пола, возраста, класса, этничности, инвалидности, гражданства, географии; 2) предоставят участникам возможности испытать преимущества современных приемов обучения и обменяться обучающими технологиями; 3) сделают акцент на включающих практиках обучения и роли критической социальной науки в образовании; 4) обсудят задачи и возможности наведения мостов между академией и местными сообществами; 5) вовлекут участников в педагогические мастерские по методам исследования и преподавания. Результаты проекта распространяются посредством публикаций сборников и репортажей в местных газетах. Первый семинар по проблемам социального неравенства и образования состоялся 16-17 февраля 2001 г. и созвал представителей вузовской науки и образования, специалистов социальной сферы, учителей школ, лидеров общественных организаций. Семинар явился признанием того, что хотя образование и служит торжеству справедливости и социальному развитию, но в то же время ограничивает возможности человека, порождает сегрегацию и воспроизводит социальное неравенство. Кроме того, семинар стал шагом к объединению усилий университетов и местных сообществ, чтобы повысить шансы людей на полноценную жизнь в социуме, предупредить насилие и социальную дезинтеграцию, найти способы формирования толерантности и позитивных социальных изменений.
    Программа Фулбрайт несомненно могла бы содействовать подобным инновационным образовательным проектам в следующих аспектах: поддержка мероприятий EDU-ACTION посредством выделения грантов на поездки выпускникам программы и зарубежным ученым для участия в семинарах и летних школах проекта, информационная поддержка проекта. Кроме того, СГТУ готов принять американских ученых для преподавания и проведения исследований по проблемам социологии образования, социальной работы, социокультурной антропологии, социального неравенства, гендерных исследований и социальной политики.