Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/08.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:27 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:56:55 2012
Кодировка: koi8-r
Инновационное предпринимательство - вызов времени для российской высшей школы

Ю.П. Галишников
(Южно-Уральский государственный университет)

Инновационное предпринимательство - вызов времени для российской высшей школы

    Несмотря на проведенные в последнее десятилетие преобразования, российская экономика продолжает пребывать в состоянии глубокого кризиса. Велика безработица, особенно в монопрофильных городах (с единственным крупным предприятием).
    Российские промышленные предприятия, сохранившиеся с советских времен, устарели морально и физически. Многие из них имеют поистине гигантские размеры. До сих пор, по данным американских экономистов, среднее по числу работающих российское предприятие в 10 раз больше среднего американского предприятия при существенно более низкой производительности труда.
    Поскольку финансовых средств на реиндустриализацию в стране нет, она будет осуществляться, по-видимому, путем создания сравнительно небольших предприятий на основе всемерного развития инновационного предпринимательства.
    Серьезным препятствием на пути к предпринимательству в России является отсутствие соответствующим образом подготовленных к этому виду деятельности людей.
    В США создана и развивается целая система подготовки предпринимателей. Ничего подобного в России пока нет.
    На сегодня издано множество книг о менеджменте, но о предпринимательстве, как и об инновационной деятельности, говорится лишь вскользь, часто они едва упоминаются. По-видимому, считается, что эти категории имеют к экономике только побочное отношение.
    Творческие аспекты современного предпринимательства не обсуждаются совсем. Это, в частности, поиск и анализ инновационных возможностей, генерирование идей продуктов и услуг, а также методы решения многообразных творческих проблем, стоящих на пути к успеху, включая инновационный дизайн, разработку предпринимательских стратегий, создание команд предпринимательского менеджмента и т.д.
    Требуется обеспечить общетворческую подготовку будущих предпринимателей, практически приобщая их к тем методам творческой деятельности, психологическим, переборным или алгоритмическим, которые широко применяются в настоящее время во всем мире.
    Последовательная реализация данного подхода к организации подготовки предпринимателей в/при российских вузах способна революционизировать всю отечественную систему инженерного и экономического образования.
    Ввиду его сложности и многогранности задача создания системы обучения инновационному предпринимательству представляет собой подлинный вызов российской системе высшего образования.