Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/06.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:22 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:56:23 2012 Кодировка: koi8-r |
Н. А. Добронравин
Санкт-Петербургский государственный
университет, восточный факультет
Несомненно, у российских ученых и
преподавателей уже сформировались общие
представления об особенностях высшего
образования в США, его достижениях и
недостатках. Благодаря стажировке по программе
Fulbrait, у меня сложилось впечатление, что именно
университетские библиотеки представляют собой
исключительно важный и не вполне оцененный
элемент американского высшего образования.
Во всех университетах, которые мне
удалось посетить (Northwestern University, Indiana University, University
of Washington, Washington State University), библиотеки имеют
некоторые общие черты, которые сильно отличают
их от университетских библиотек России. Это,
прежде всего, открытый доступ к большинству
изданий. Открытый доступ позволяет колоссально
упростить пользование фондами библиотек и
ускоряет работу как квалифицированных
специалистов, так и студентов. Разумеется, везде
есть редкие издания, доступ к которым ограничен,
но в большинстве случаев американский подход
кажется мне разумнее чем традиционная для
российских вузов организация университетских
библиотек, отнимающая время и у
библиотекарей, и у читателей.
В России до сих пор компьютерный
библиотечный каталог, тем более, каталог,
доступный в Интернете, остается достаточно
редким явлением. В результате скорость работы с
информацией в российских университетах в
среднем существенно ниже, чем в любом
университете США. Достаточно привести один
пример: в Санкт-Петербургском университете
доступ в Интернет позволяет пользоваться
каталогами библиотек США быстрее, чем каталогами
библиотеки самого Санкт-Петербургского
университета! Компьютеризация каталогов
библиотек в университетах России постепенно
осуществляется, но отставание по сравнению с США
остается колоссальным.
В результате стажировки мне удалось
ознакомится с еще одной особенностью
университетских библиотек США, которая так
отличает их от российских библиотек. Это
взаимосвязанность библиотек как на
национальном, так и на региональном уровне. В
отличие от России, американские ученый или
преподаватель, работающий, например, в Washington State
University, может без особого труда и достаточно
быстро получить, интересующие его издания,
скажем, из Boston University. В российских вузах о таком
развитии Межбиблиотечного абонемента пока можно
только мечтать.
Как мне кажется, американский опыт
развития университетских библиотек, несомненно,
необходимо заимствовать, тем более что от США в
этом отношении отстает не только Россия, по и
такие страны Европы, как Германия или Франция.