Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/koi/info/061101_2.doc
Дата изменения: Wed Nov 1 13:20:32 2006
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:34:50 2012
Кодировка: koi8-r

Межуниверситетский международный семинар
Развитие навыков аналитического письма в современной высшей школе
Development of Advanced Writing Skills in University Teaching

Филологический факультет МГУ, 18 декабря 2006

Навык аналитического творческого письма - необходимая часть
профессиональной оснащенности современного гуманитария. Это и важнейший
социальный навык, если не сказать призвание будущего «публичного
интеллектуала», который должен уметь грамотно, аргументированно, критично и
уместно формулировать свою позицию в режиме диалога и не только на родном,
но и на международном (английском) языке. Письмо - также и важнейший канал
индивидуального развития, воспитание привычки к активной саморефлексии,
творческому и в то же время дисциплинированному самовыражению.
Наши студенты (даже филологи и даже, кажется, журналисты!)
относительно мало пишут, - а если пишут, то в ограниченном наборе жанров
(реферат, курсовая и дипломная работа). Развитие навыков письма
предполагается, по сути, излишним для человека, УЖЕ успешно написавшего
вступительное сочинение. Степень внимания, уделяемого форме изложения мысли
и стилю написанного зависит от доброй воли проверяющего работу
преподавателя, которого нередко больше занимает специализированно-
содержательный аспект работы. Недооценка этого направления учебной работы
оборачивается неразвитостью навыков публичной артикуляции собственных
взглядов и позиций в людях, которые к этому призваны профессией, уровнем
образования и социальным статусом. Предсказуемое и слишком очевидное для
всех следствие этого - упорная недоразвитость гражданского общества, низкий
уровень культуры дискуссии в академическом сообществе, де-
интеллектуализация медийной среды.
Важно обсудить имеющийся в российской высшей школе опыт обучения
письму - не элементарному умению, а «высоким технологиям». Соответствующие
навыки не могут считаться лишь естественной и исключительной привилегией
одаренных личностей: от того, насколько широк доступ к ним настоящей и
будущей культурной элиты (а без этого она и не может претендовать на статус
элиты), зависит напрямую «здоровье» всего общества.
В этой области возможен и необходим продуктивный обмен опытом между
российской и американской академическими культурами, - чему и
предполагается посвятить семинар.
Рональд Шлейфер[1], профессор университета Оклахомы, представит в
лекции современный американский опыт исследований академического письма и
обучения письму на университетском уровне. Он проведет также практический
семинар, участники которого, студенты и преподаватели, подвергнут
обсуждению и оценке некоторые из эссе, написанных в рамках общероссийского
конкурса.



International Seminar
Development of Advanced Writing Skills in University Teaching
Moscow University, School of Philology, December 18, 2006

Writing skills are the necessary part of professional
"equipment" as well as indispensable socially. They involve reasoning,
argumentation, critical thinking, ability to present one's position
convincingly in a dialogic mode - something a public intellectual cannot do
without. Writing calls for creative and disciplined self-expression and
self-reflection, it is an important channel of individual growth.
Russian students (even those majoring in language, literature
or journalism), do not write enough or, if they do, in a restricted range
of genre only (course paper, diploma paper). Lack of attention to this
component of higher education results in the too well known social
predicament: the low level of articulation skills, inability to present a
position in public. Lack of critical discussion in the academy and de-
intellectualization of the media are a growing concern to many.
It is therefore important to discuss the available experience
of teaching writing at the university level - i.e. the "advanced
technology" of writing rather than the elementary skill. The former cannot
be viewed as a prerogative of the naturally talented few. The health of
society at large depends on how active and informed, how communicative and
dialogically competent its cultural elite is.
Productive exchange in this specific area between American and
Russian academic cultures is useful and necessary. It is going to be the
purpose of the one-day seminar involving the participation of professors
from a number of leading universities of Moscow (MU, RSHU, MGIMO, People's
Friendship University, Higher School of Economics etc.) and several other
universities of Russia.
Ronald Schleifer (George Lynn Cross Research Professor,
Department of English, University of Oklahoma) will lecture on "Composition
Studies, Composition Theory, and Expository Writing: The Teaching of
Writing in American Colleges."
The lecture will be followed by a writing workshop led by Professor
Schleifer in which students and teachers will discuss and critique essays
submitted for the writing contest associated with this event.

-----------------------
[1] Основные публикации (книги): Modernism and Time: The Logic of Abundance
in Literature, Science, and Culture, 1880-1930 . Cambridge: Cambridge
Univers??????????????????>????????????????????????????????????????+?????????
?????????????????????????>?????????ity Press, 2000; Analogical Thinking:
Post-Enlightenment Understanding in Language, Collaboration, and
Interpretation. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2000; Culture and
Cognition: The Boundaries of Literary and Scientific Inquiry. Ithaca:
Cornell University Press, 1992 (co-author with R.C.Davis, and N. Mergler);
Criticism and Culture: The Role of Critique in Modern Literary Theory.
Harlow and New York: Longman Publishers, 1991 (co-author with R. C. Davis);
Rhetoric and Death: The Language of Modernism and Postmodern Discourse
Theory. Champaign: University of Illinois Press, 1990; A. J. Greimas and
the Nature of Meaning: Linguistics, Semiotics, and Discourse Theory.
London: Routledge; Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 1987.