Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.protein.bio.msu.ru/~akula/4.htm
Дата изменения: Fri Mar 25 12:33:30 2005 Дата индексирования: Mon Oct 1 19:33:13 2012 Кодировка: Windows-1251 |
В третью часть сборника вошли связанные с Древневосточной духовностью современные авторские произведения аналитического, исследовательского и философского характера.
Первый подраздел включает работы были опубликованы в 80-х годах на английском языке двумя статьями в 'Журнале истории науки' Индийской академии наук. Если произвести ассоциативный поиск по Интернет, то нетрудно убедиться, что, несмотря на стремительное развитие компьютерной техники, соответствующей грамотности, информационных технологий и связей, за прошедшие два десятилетия по рассматриваемым аспектам и проблемам, к сожалению, в мире не достигнуто заметного дальнейшего продвижения. На русском языке в полном объеме публикации осуществляются впервые.
Второй раздел содержит два отчета о психоделических опытах, пришедших к нам также из начала далеких 80-х годов. Они интересны, прежде всего, своей несомненной откровенностью и скрупулезной детальностью воспроизведения событий и личных переживаний, сделанных, вероятно, что называется, 'по горячим следам'. И хотя в общих чертах подобные вещи достаточно известны, тем не менее, приводимые самоотчеты содержат и много новых деталей, не встречаемых ни в газетно-бульварных, ни в популярных и даже в специальных научных трудах по данному предмету.
Последние три философско-литературные эссе принадлежат более приближенному к нам отрезку времени. Первое из них заимствовано из интернетовского сайта: www.berdyansk.net/club/mist (где содержатся и многие другие не менее блестящие произведения), а следующие два изъяты из научно-методических монографий по прикладной статистике и по методам анализа процессов реального времени с сохранением предисловия и послесловия их научных рецензентов, содержание которых исключает необходимость каких-либо дополнительных комментариев.
Резюме в разделе 1.
Шри Янтра или Великая Янтра является древним геометрическим
символом, используемом для медитации в различных школах тантризма, и его
прослеженные исторические корни уходят за рубеж 1 тысячелетия до н.э. В
статье приведены результаты структурного и аналитического исследования
центральной звезды Шри Янтры (14-угольник, образованный пересечением девяти
треугольников) с типизацией доступных по литературе образцов и анализом
их временного и количественного распространения. Установлено, что: а) процесс
воспроизведения звезды крайне сложен для ручной реализации даже современными
чертежными средствами из-за необходимости точного совмещения многочисленных
точек пересечения; б) задача общего математического анализа звезды сопряжена
со столь большим объемом вычислений, что остается далеко за пределами возможностей
сверхпроизводительных компьютеров. Тем самым происхождение Шри Янтры из
Древнего Мира является пока непонятным феноменом. Высказаны предположения
о возможности существования в древности сферического прототипа звезды Шри
Янтры и неизвестной культурно-исторической альтернативы математическому
знанию. В заключение подчеркивается, что дальнейшее изучение этого сложного
и малоизвестного феномена требует совместных усилий специалистов из многих
областей знания.
С древних времен со Шри Янтрой были связаны глубокие
космогонические и психофизиологические представления, многие из которых
находят прямые аналогии в современном научном знании. Так, с точки зрения
современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные
элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого
восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной
организации. Как показали проведенные психофизиологические исследования,
благодаря таким свойствам Шри Янтра может быть успешно использована для
формирования специальных состояний сознания или для отбора индивидуумов
с требуемым типом организации нервной системы. Показано также, что Шри
Янтра может вызывать доминантную активацию правого полушария головного
мозга с торможением левого, что обычно используется для достижения мистических
состояний сознания в ряде религиозных школ и практик.
Предисловие рецензента в разделе 4.
Математическая статистика является всего лишь одним из
инструментов анализа данных, наряду с разнообразными численными методами,
физическим и математическим моделированием, исчислением предикатов, нечеткой
логикой и множеством других подобных средств. Однако эти средства фактически
обеспечивают лишь преобразование информации и представление ее в сжатой
рафинированной форме. Те же выводы, которые делаются из полученных результатов,
определяются политическими, идеологическими и мировоззренческими
целевыми установками, лежащими уже на неизмеримо более высоких категориальных
уровнях. Да и сама исходная постановка задачи эксперимента или сбора данных
для последующего анализа уже априори определяется на тех же самых метафизических
уровнях. Недаром лучшие умы на протяжении всей известной истории человечества
посвящали свои главные жизненные силы разработке высоких супраментальных
пластов сознания, подсознания и сверхсознания.
Поэтому вполне логичной и уместной выглядит попытка автора
после 'жара холодных цифр и пафоса бесстрастной логики' немного
затронуть и некоторые общие философские вопросы познания. Такая попытка,
несмотря на всю ее противоречивость и неполноту, а также очевидные недостатки
выбранного стиля, безусловно, позволит читателю прежде всего немного релаксироваться
и восстановить силы от сухости и формализма уже прочитанного материала,
а кроме того, приобрести некоторый дополнительный кругозор для дальнейшего
продвижения в областях, сопредельных математическим методам анализа данных.
Послесловие рецензента в разделе 4.
Вы прочитали достаточно лаконичное эссе, написанное в
стиле потока Сознания, в котором витиевато переплетаются реальность
и фантазия, сокровенные научные истины и житейские анекдоты, величайшие
древние афоризмы и современные авторские размышления. В этом тексте (то
ли для большей выразительности, то ли для создания атмосферы ненавязчивости,
то ли по каким-то другим причинам) часто используются приемы подмены и
смещения понятий, а также тщательно замаскированные аллегории, сарказмы
и недосказанности. Но не будем судить слишком строго, поскольку естественным
правом каждого автора является выбор собственного стиля, наиболее адекватного
поставленной им перед самим собой задаче (конечно же, только в жестких
рамках абсолютно тонкого чувства меры). Действительно, такие потоки
обычно не предназначены для сиюминутного восприятия, понимания и для принятия
практических и выгодных решений, а для продолжительных и неторопливых размышлений.
В заключение отметим, что многие наблюдаемые здесь акценты,
касающиеся критики современной информационно-технологической цивилизации,
близки к так называемому метафизическому макронаправлению в современной
философии. Это течение, в отличие от традиционного академического
макронаправления, видит свои основные задачи не в создании и обсуждении
новых философских микронаправлений, а - в поиске, осмыслении и обобщении
так называемой Традиции, то есть внефизических и метафилософских
откровений, рассыпанных в памятниках духовного наследия различных рас и
цивилизаций.
Чтобы подчеркнуть эту близость, приведем показательный
фрагмент из интервью с известным на Западе современным русским философом
Юрием Мамлеевым ['Вопросы философии'. 4/91, 2/92]:
'Под современной цивилизацией Рене Генон [видный французский философ первой половины XX в.] подразумевает цивилизацию, развившуюся на Западе, начиная с эпохи Возрождения и кончая нашим временем, в котором ее итог и ее черты наиболее ярко выражены. Генон считал, что типическими чертами этой цивилизации являются профантизм, господство количества над качеством (над духовным качеством) и наличие контртрадиции, извращающей все духовные принципы. Вместе с тем вхождение в эту стадию истории связано с так называемым 'затвердением' материального мира, когда, благодаря новой направленности человеческого разума на интерес к чисто материальному миру, нарушился контакт человека с более тонкими мирами (так как космос и разум связаны друг с другом), что привело к абсолютизации материального мира. Параллельно проходила утрата знаний эзотерического порядка и духовная деградация, включая деградацию восприятия и понимания традиционных религий.
Предисловие рецензента в разделе 5.
Все предыдущие главы [цитируемой книги] были насыщены
концентрированными формальными и методическими выкладками о всяческих процессах
и сигналах, существующих и развивающихся во времени. Чтобы немного
расслабиться и восстановить силы от столь напряженного изучения, в заключение
представляется полезным попытаться разобраться и в этом самом неуловимом
и быстротекущем времени с более простых для восприятия метафизических
позиций.
Следующее краткое эпистолярное произведение содержит,
в частности, некоторые квазиаксиоматические построения с доказательствами
(или пояснениями) некого подобия теорем о многомерных временах, к чему
естественным образом присовокупляется множество сопутствующих вопросов
и проблем. Собственно поэтому, видимо, для заголовка и выбрано такое нейтральное
и двусмысленное название, главным образом, ввиду его непредвзятости и интригуемости.
Можно было бы использовать и более конкретное название типа Теория времени
или Теоремы времени, однако в этом случае пришлось бы разбираться
во многих запутанных и несвязанных напрямую с рассматриваемой темой вопросах:
а что такое теория (и практика), а какую теорию (или аксиоматику) можно
считать научной и по каким признакам, а что такое собственно наука и чем
она отличается от религии и т.п. С другой стороны, при рассмотрении не
теорий,
а теорем, кое-что получается намного проще: если есть какие-то аксиомы,
то из них логически можно выводить некоторые теоремы, а научны ли конечные
выводы из этих теорем или антинаучны - это уже дело личного вкуса.