Психолог-игротерапевт
В последние годы патопсихологи все большее
внимание уделяют изучению нарушений ведущих
типов деятельности психически больных. Это
отражает логику развития патопсихологических
исследований, расширяет арсенал
экспериментальных приемов и отвечает вопросам
психиатрической практики.
В изучении игры и обучения, как ведущих типов
деятельности, особенно нуждается детская
психиатрия, которая предполагает создание
(одновременно усилиями врача, психолога и
педагога) оптимальных условий для воспитания и
развития аномальных детей. Использование игры в
лечебных целях на практике получило название play
therapy (игротерапия), а специалиста, занимающегося
этой профессией, стали называть
'игротерапевтом'.
В истории отечественной психологии большое
место занимает развитие представлений о детской
игре. Задача создания новой теории игры,
поставленная Л.С. Выготским, получила
детализацию в работах таких виднейших
отечественных психологов, как А.Н. Леонтьев, А.В.
Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, в
исследованиях их учеников.
В основе отечественной теории игры лежит
представление о ее социальной природе. Игра
понимается как 'особый тип деятельности ребенка,
воплощающей в себе его отношения к окружающей и,
прежде всего, социальной действительности,
имеющей свое специфическое содержание и
строение - особый предмет и мотивы деятельности,
и особую систему действий'. (Эльконин Д.Б., 1978).
На ранних этапах детства мотив игры реализует
потребность ребенка в действиях с предметами. В
ходе формирования потребности действовать 'как
взрослый', ребенок берет на себя не игровые роли,
а воспроизведение роли взрослого. Одним из
важнейших положений отечественной теории
детской игры является подход к игре как ведущей
деятельности. Это означает, что 'в связи с
развитием игры происходят главнейшие изменения
в психике ребенка:.развиваются психические
процессы, подготавливающие ребенка к новой,
высшей ступени развития (Леонтьев,1972). Именно в
игре формируются зачатки самосознания. Таким
образом, игра становится 'источником развития и
создает зону ближайшего развития' (Выготский
Л.С., 1966).
Исследование нарушений игры представляет
собой модель анализа патологических явлений.
Игротерапевт, изучая искаженную болезнью игру
ребенка, выявляет нарушение его познавательных
функций и эмоционально-аффективных состояний в
совокупной цепочке взаимодействия: 'восприятие -
память - мышление - воображение'.
Основным результатом деятельности
игротерапевта становится нахождение адекватных
приемов формирования полноценной игровой
деятельности ребенка, препятствующих искажению
его дальнейшего психического развития и
устраняющих сложившиеся новообразования.
Объектами исследования в игротерапии, в нашем
случае, являются дети, больные аутизмом, и дети,
имеющие задержку психического развития.
Предметом исследования является аутистическое
мышление.
Аутизм (от греч. слова autos - сам) обозначает
своеобразное течение мыслей, представлений,
заключающееся в отгораживании человека от
действительности и погружении его в мир
внутренних переживаний. Термин 'аутизм' был
введен в психологию Е. Блейлером (1928) для описания
особого вида мышления, регулируемого аффектом.
Соответствующие аффективные потребности
сводятся к стремлению испытывать удовольствия и
избегать неприятных переживаний. Аутизм - это
состояние изолированности, отгороженности от
мира, и механизм психологической защиты, когда
сознание сталкивается с определенными
трудностями, и чувства начинают преобладать над
разумом.
Психическое развитие рассматривается как
социализация, в процессе которой под
воздействием требований окружающей среды аутизм
ломается. Действия с различными игрушками
являются символами неосознаваемых побуждений.
Игра становится деятельностью, наименее
контролируемой обществом (аутистической), в
которой ребенок получает возможность проявить
подавляемые воспитанием желания и аффекты.
Противопоставление социального опыта
воспитания и свободной аутистической игры
содержится во взглядах А. Адлера, К. Коффки,
отчасти В. Штерна и в некоторых других теориях
детской игры. Игра аутистична и с точки зрения
Ж.Пиаже. На определенном этапе развития у ребенка
уже нет аутизма, но сохраняется аутистическая
игра с ее возможностями реализации
нереализуемых в действительности желаний.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- 'Аутизмом' называют состояния доминирования
чувственного, аффективного над логическим,
рациональным.
- Аутизм относительно познавательных процессов -
восприятия, мышления, сознания означает их
независимость от логических законов реальности.
- Аутизм характеризует изначальный этап развития
ребенка, где основу психической жизни составляет
'принцип удовольствия'.
- Аутизм, аутистическая игра, - это слова,
употребляемые для обозначения несоциальной
природы детской игры, позволяющей ребенку
удовлетворять подавляемые социумом потребности.
К типичным симптомам детского аутизма относят
отход ребенка от контактов со взрослыми и детьми,
желание сохранения, постоянства окружающей
обстановки, страх перед любыми изменениями,
отказ от использования речи, либо речь с
нарушениями коммуникативной функции.
В игре аутичных детей игротерапевты отмечают
однообразие их действий, манипулирование руками,
использование бытовых предметов и
фантазирование с патологическими элементами.
При решении вопросов о природе и механизме
детского аутизма игротерапевт использует
различные психологические теории и проводит
разнообразные экспериментальные исследования.
В московском учебном комплексе ?1067 'Наш дом',
филиале Центра лечебной педагогики, работает
игротерапевт Анна Сергеевна Прохорова,
выпускница отделения клинической психологии МГУ
(1999). Филиал, фактически является детским садом
для детей, больных аутизмом, и детей с задержкой
развития. Этот детский сад служит местом
социальной адаптации детей (после излечения
тяжело больных детей в Центре) для подготовки их
к школе.
Сложность профессиональной работы А.С.
Прохоровой состоит в необходимости
практического сочетания в каждой
конкретно-ролевой ситуации функций
игро-терапевта с воспитательной деятельностью
по развитию и подготовке к школе детей-аутистов
5-7 лет (в зависимости от сложности заболевания до
9 лет) в старшей группе сада. Иногда эту работу она
выполняет совместно с помощником.
Прохорова А.С. проводит следующие практические
занятия:
- Индивидуальные занятия с ребенком.
- Занятия в микро-группе (2-3 ребенка).
- Занятия в макро-группе (18 человек детей).
Недельный режим ее работы очень насыщен. В
понедельник она занимается арт-терапией
(терапией видами занятий, связанными с
искусством, например скульптурой, рисунком и т.
д.) в мастерской; во вторник и в пятницу -
игротерапией в своем рабочем кабинете; в четверг
- арт- и игро- терапией.
В связи со строгими требованиями подбора
кадров в подобного рода учреждения, обычны
нехватки воспитателей. Она вынуждена
одновременно выполнять и эти функции. Это
помогает ей наблюдать за детьми с точки зрения
воспитателя и психолога. В этом состоят
сложности ее работы, требующей переключения с
одной функции на другую. Она говорит, что из-за
этого не хватает времени на игротерапию с детьми.
Как воспитательница в группе детского сада она
должна быть строгой, а в своем кабинете - мягкой
(позволять ребенку делать все, что ему хочется,
например, разбрасывать игрушки). Бывает очень
тяжело переключаться с одной социальной роли на
другую.
Рабочий кабинет А.С. Прохоровой - это комната, в
которой находится игровой материал,
предлагаемый ребенку для формирования особых
условий взаимодействия с ним. Игровая комната
просторная, светлая и уютная, ребенок в ней
должен свободно двигаться, ползать, сидеть.
Очень важным условием является постоянство
обстановки в комнате. Внесение новых игровых
предметов должно быть всегда обдуманным и
оправданным нуждами терапии, поэтому игрушки
время от времени пополняются. В этом
специалисту-игротерапевту помогает заведующая
детского сада, которая при необходимости
выделяет деньги на приобретение игрового
материала.
Благодаря игре в такой комнате облегчается
выражение и проявление сдерживаемых чувств,
облегчается осознание ребенком связей
собственных действий с их результатом,
формируется контроль за ними. Таким образом,
создаются благоприятные условия для
установления эмоциональных контактов и
взаимопонимания ребенка и игротерапевта.
В процессе сеансов игротерапевт обсуждает с
ребенком его чувства, эмоции и действия с
игрушками. В ходе терапии ребенок становится
лицом к лицу с такой игровой ситуацией, которая
адекватна жизненной ситуации, вызывающей
чувство страха. Однако в игре ребенок встречает
эту ситуацию вместе с игро-терапевтом, который
создает у него ощущение безопасности и более
подходящие реакции на травмирующие ребенка
события. В результате дети получают возможность
использовать эти новые реакции, которые
постепенно становятся привычными ребенку.
В процессе игры психолог активно реагирует на
мысли и чувства ребенка, внимательно слушает его,
обсуждает его предложения. Ребенок отвечает на
реплики и действия игро-терапевта состояниями
испуга, гнева, депрессии, тревоги, вины. Такая
последовательность взаимодействий преодолевает
эмоциональные трудности, уменьшает напряжение,
исправляет и нормализует поведение, изменяя в
позитивную сторону чувства и отношения ребенка к
себе, окружающим и жизни. Таким образом,
игротерапевт постоянно поощряет ребенка к
принятию собственных решений, разбору своих
мыслей и чувств и самоуправлению своим
поведением.
Вместе с игротерапевтом в детском саду
работают и другие специалисты по работе с детьми:
нейропсихолог, логопед-дефектолог,
психоневролог, массажист. Иногда проводятся
собрания по поводу состояния здоровья
конкретного ребенка.
В начале трудовой деятельности психолог
работала только с детьми, но потом поняла, что с
одним ребенком работать не эффективно, нужно
взаимодействовать со всей семьей. Поэтому она
уже второй год занимается семейной психологией,
учится в Институте Интегральной семейной
психотерапии. Раньше повышала квалификацию в
разных местах: Гештальт-институте, Институте
лечебной педагогики, слушала семинары по
Арт-терапии, а также проходила обучение в детском
саду такого же типа.
Такая широкая область приложения сил дает
психологу возможные перспективы работать не
только в саду, но и в школе, в
медико-психологических центрах с тяжело
больными детьми в любых детских учреждениях.
Также имеется возможность заниматься и частной
семейной практикой. Под наблюдением психолога
находятся 2 семьи. В будущем она намеревается
заниматься с группой детей, страдающих
невротическими заболеваниями.
По словам психолога, раньше она боялась детей
как огня, хотя очень их любила, а теперь ей
кажется, что она может поладить с любым ребенком.
Всякий раз тяжело начинается год, потому что
после летних каникул приходят новые
неадаптированные дети. И всегда возникают
сложности, детей тяжело организовать, они не
слушаются.
Эта разновидность профессии психолога требует
проявления многих высоких личных качеств:
уравновешенности в эмоциональном плане, не
должно быть длительной депрессии, эйфории, важно
проявлять этичное отношение к ребенку,
спокойствие, умение гармонично общаться с
детьми, не бояться их, понимать, играть, принимая
ребенка таким, каков он есть. Психолог не должен
только жалеть ребенка (признавая ущербным). Он
должен, кроме этого, уметь контролировать группу,
настаивать на своем, добиваться от ребенка
послушания.
Анна Сергеевна видит большую отдачу от
результатов своего непростого труда. Сначала она
тратила много энергии, чтобы добиться
результата, зато теперь она может найти контакт с
любым ребенком. Она чувствует, что дети ее любят.
Психологом-игротерапевтом можно стать, получив
высшее психологическое университетское
образование по специальностям: 22700 -
'Клиническая психология' или 020400 - 'Психология'
(при специализации по психологии развития,
психологии личности).
Текст подготовлен студенткой
факультета психологии МГУ Е. Курылевой на основе
беседы с А.С. Прохоровой,
психологом-игротерапевтом Московского учебного
комплекса ? 1067 'Наш дом'.