Психолог-реабилитолог
(Специализация 'психология развития')
Возрастная психология - одна из наиболее
перспективных ветвей психологической науки.
Было бы ошибочно думать, что область интересов
соответствующих специалистов ограничивается
психологической поддержкой детей в школе.
Возрастные психологи оказывают также
психологическую помощь в разнообразных
организациях и структурах.
В нашей стране, особенно сегодня, остро стоит
вопрос о социальной адаптации детей и
подростков, имеющих проблемы с состоянием
здоровья и другие социальные трудности.
Существуют различные реабилитационные центры,
где наряду с врачами и социальными работниками
трудятся и возрастные психологи.
Особое значение приобретают практические
методические материалы и наработки, дающие
практикам возможность, исходя их местных
условий, определить направления проектирования
коррекционных образовательных учреждений,
обеспечивающих оптимальные условия протекания
процесса реабилитации, формирования и развития
личности проблемного ребенка и подростка, не
изолируя его из социума.
Основным контингентом, на который
ориентируется деятельность
психолого-медико-социальных центров являются
семьи с детьми в возрасте от рождения до 18 лет,
(имеющими различные по этиологии заболевания,
нарушавшие процесс развития и другие
особенности, препятствующие развитию личности и
социализации несовершеннолетних), обратившиеся
в центр психолого-медико-социального
сопровождения детей и подростков.
Работники подобных центров видят в качестве
своей цели не только восстановительное лечение,
обучение, коррекцию и компенсацию нарушенных
функций у ребенка, но и преодоление патогенных
типов организации семейного воспитания, в основе
которых лежит дисгармония внутрисемейных
отношений и макросоциальных взаимодействий
семьи, нормализацию ситуации развития личности
ребенка в поэтапно организованном комплексном
реабилитационном процессе, протекающем в
ситуации совместной продуктивной деятельности
специалистов-реабилитологов семьи и ребенка.
В таких учреждениях психолог производит
диагностику различного рода нарушений,
разрабатывает коррекционную программу помощи
ребенку и его семье, организует реабилитационную
работу.
Психолог, работающий в подобном центре, должен,
прежде всего, иметь высшее образование по своей
специальности. Он также должен ориентироваться в
смежных с психологией дисциплинах (медицина,
социология, юриспруденция, педагогика). Среди
личностных качеств особо важны умение наладить
взаимоотношения как детьми, так и с их
родителями, способность эффективно работать в
коллективе, т. к. часто психологу для принятия
решения нужна помощь других специалистов, умение
оперировать большим набором методик и правильно
их использовать. Также психолог не должен
забывать, что на него возлагается особая
ответственность за свою профессиональную
деятельность.
В качестве ориентиров своей деятельности
психолог-реабилитолог использует следующие:
1. Совместная продуктивная деятельность
специалистов-реабилитологов с ребенком и его
семьей представляет собой динамичный процесс,
развивающийся по мере изменения и перестройки
социальных позиций, установок и способов
взаимодействий в семье одновременно с
формированием у ребенка новых межличностных и
социальных отношений, культурных форм
деятельности.
2. Социальная ситуация развития ребенка
создается и позитивно перестраивается в
совместной продуктивной деятельности триады
'Специалист-Ребенок-Семья' в виде поэтапно
изменяющихся форм сотрудничества, имеющих
специфические функции и особенности на каждом
этапе реабилитации.
3. В условиях совместной продуктивной
деятельности специалиста, ребенка и родителей в
реабилитационном процессе происходит переход на
качественно новый уровень социального
взаимодействия - сотворчество и соразвитие, что
открывает возможности включения семьи с
проблемным ребенком в нормальную социальную
жизнь.
Рабочее пространство психолога-реабилитолога
организуется специально с учетом особенностей
тех людей, с которыми приходится работать.
Существуют специальные лифты для инвалидов,
также и другие помещения спроектированы с учетом
несовершенных возможностей потенциальных
посетителей. Помещения должны быть большими и
светлыми; цвета мебели, обоев и т.п. должны быть
гармоничными. Кроме того, в распоряжении
психолога должно быть обязательно несколько
комнат: кабинет, где ведется прием клиентов,
специальная комната для родителей, где они
ожидают своих детей, игровая комната, где может
проходить как диагностика, так и игротерапия.
Этой комнате хотелось бы уделить особое
внимание. Все здесь сделано с таким расчетом,
чтобы ребенок, даже тот, у которого серьезные
проблемы со здоровьем, чувствовал себя
комфортно. Здесь нет острых углов, пол
представляет собой мягкий ковер, в комнате много
интересных игрушек. Ребенок быстро привыкает к
новой обстановке и времяпрепровождение здесь
становится для него приятным.
Внешность психолог также не должна быть
отталкивающей. Приветливая улыбка - естественный
спутник профессионального психолога.
Конечно же, в таких центрах не могут работать
психически нездоровые люди, т.к. подобная
деятельность требует большой затраты не только
физических, но и духовных сил. Тем не менее,
большую радость психологу приносят успешные
результаты его труда. В ходе своей
профессиональной деятельности психолог может
постоянно совершенствовать свои возможности,
развивать профессиональные способности и
личностные качества.
Помимо медико-психолого-социальных центров
возрастные психологи успешно работают и в
различных консультационных центрах по проблемам
семьи и развития личности, гармонизации
детско-родительских отношений. Все больше
внимания уделяется психологической помощи и
поддержке безработных, людей, ушедших на пенсию,
и даже будущих мам.
Таким образом, профессия возрастной психолог -
это не только профессия школьный психолог, а
профессия, занимающая огромное поле
деятельности; профессия, которая помогает
человеку развиваться гармонично с самых первых
дней его работы и на протяжении всей жизни. А это
очень важно. Ведь за гармоничным развитием
отдельной личности стоит гармоничное развитие
всего общества, а это так необходимо сейчас.
Текст подготовлен студентками
факультета психологии МГУ А.А. Бучарской и Д.А.
Дружиненко на основе беседы с директором
Психолого-медико-социального центра
Центрального учебного округа г. Москвы канд.
психол. н. А.И. Красило.