Психолог-методист
Что делает психолог-методист? Чем трудна и
интересна эта работа? Познакомимся с этим видом
деятельности психолога на примере Екатерины
Лесовой, окончившей факультет психологии МГУ в
1996 году. Екатерина третий год работает
психологом-методистом в Лаборатории
социально-психологических проблем и охраны
психического здоровья ребенка в
Северо-восточном округе г. Москвы.
Круг обязанностей, которые входят в работу
психолога-методиста, достаточно разнообразен,
так как, по сути, ему приходится сочетать две
профессии в одной. Екатерина ведет одновременно
методическую и психологическую работу. К ней
приходят психологи, педагоги, завучи и директора
школ со всего северо-восточного района (в общей
сложности она работает со 150-200 людьми). Конечно, в
основном Екатерина работает именно с
психологами.
Запросы у приходящих самые разные: утвердить
новую программу, обсудить, 'обкатать' и наладить
новый семинар или тренинг, разобраться со
сложностями, неизбежно возникающими у психолога
при работе в школе. Особенно актуальна для
Екатерины профилактика эмоционального
'сгорания' на работе школьных психологов. Под
термином 'сгорание' Екатерина понимает
переутомление на работе, потерю ориентиров,
иногда появляющееся ощущение, что работа
бессмысленна и не приносит удовлетворения. Для
борьбы со 'сгоранием' Екатерина проводит
индивидуальные консультации и организует группы
взаимоподдержки.
Работает Екатерина в Методическом центре. В
этом учреждении имеется множество разных
лабораторий. Но психологи-методисты во многом
изолированы от других методистов. У них есть свои
задачи и свои методы работы.
Какие же конкретные задачи решает Екатерина
каждый день на рабочем месте? Во-первых, она
занимается работой с документацией: заполняет
необходимые бумаги, приводит в порядок
всевозможные журналы. Во-вторых, беседует с
приходящими учителями и психологами. Как говорит
сама Екатерина: 'Я всегда стараюсь перевести
человека в развивающую плоскость. Не подписываю
план формально, а просматриваю его вместе с
психологом, стараюсь поработать над ним. Чисто
формальное властное решение стараюсь не давать'.
Часто к ней приходят с какой-нибудь актуальной
проблемой. Например, у психолога не сложились
отношения с директором школы. В этом случае
Екатерина старается не вмешиваться в конфликт, а
поработать с пришедшим психологическими
методами, провести консультацию, помочь найти
ресурс для самостоятельного решения проблемы.
В-третьих, Екатерина занимается подготовкой
психологов к аттестации на высшую категорию.
Рецензирует программы, помогает готовить и
проводить семинары, готовит необходимые
документы для аттестационной комиссии.
И, наконец, наиболее творческое и любимое
Екатериной дело - подготовка и проведение
обучающего спецкурса. Она обучает интенсивным
методам работы в школе с помощью серии методик,
которые способствуют решению психологами
актуальных проблем. Группа психологов
собирается раз в неделю. Екатерина готовит
методику, о которой хочет рассказать сегодня.
Затем происходит клиентская работа, когда
учителя и психологи работают с актуальными
проблемами с помощью этой методики. И во второй
половине занятия происходит теоретический
разбор материала и обучение работе с методикой.
Таким образом, Екатерина старается не давать
сухой теоретический материал, а пытается дать
возможность психологам опробовать
эффективность метода работы 'на своей шкуре'.
Плюсы работы психолога-методиста:
- Рабочее место для Екатерины - это площадка для
экспериментов. Она сама долгое время работала
практиком в рамках школ 'рефлективной
психологии' и 'психодрамы'. Ей нравиться брать
техники и методики из этих практических школ,
соединять их, переделывать, создавать что-то
новое и обучать этому других людей.
- Екатерину очень поддерживает, что она работает
не одна. В лаборатории четыре психолога, и всегда
можно поделиться и посоветоваться с другими.
- Несмотря на то, что внешние рамки рабочего
расписания заданы жестко (Екатерина работает в
строго определенные часы), внутри этих рамок она
сохраняет относительную свободу. Она имеет
возможность самостоятельно структурировать
свою деятельность, исходя из собственных
представлений о том, что необходимо клиентам в
данный момент. Она придумывает новые семинары
или назначает учителям и психологам время
консультаций, если считает это нужным и полезным.
- Психолог-методист по роду своей деятельности
частично изолирован от других методистов. Он
работает, в основном, не с бумагами, а с людьми.
Екатерина очень довольна, что она ограждена от
большого количества бумажной работы.
- У Екатерины очень большой круг учителей и
психологов, с которыми она работает. Поэтому ей
не приходится, как другим психологам-практикам,
искать клиентов. Она мотивирует на работу уже
доверяющих ей клиентов, и люди с удовольствием
приходят на ее новый семинар или тренинг.
Что касается минусов работы
психолога-методиста, то Екатерина назвала их
гораздо меньше:
- Во-первых, необходимость исполнять некоторые
формальные обязанности, такие как 'заверение'
документов, заполнение журналов, написание
рецензий на предоставленные программы.
- Во-вторых, из-за фиксированного графика работы
часто бывает неравномерное распределение
клиентов: 'То густо, то пусто', - как говорит сама
Екатерина.
Какие качества, по мнению Екатерины, необходимы
психологу-методисту в его профессиональной
деятельности:
- Хорошее знание детской психологии.
- Компетентность в методиках работы.
- веренность в себе и в своем профессиональном
опыте.
К Екатерине каждый день приходит много
психологов, людей опытных, с большим стажем
работы. Многие из них старше, чем Екатерина, на
десятки лет. Но, тем не менее, она сохраняет
уверенность в своем профессионализме и считает,
что может помочь своим клиентам, рассказать им
что-то новое или помочь найти новый взгляд на
проблему.
Устойчивость к 'искушению властью'.
Екатерина работает с сотнями людей, которые
приходят к ней за утверждением документов или за
советом и при такой работе необходимо постоянно
помнить, что твоя главная цель - помочь людям, а не
доказать свою власть и влияние.
Чувство юмора.
У учителей и школьных психологов тяжелая
работа, часто людям не хватает юмора, терпеливого
и понимающего отношения к детям. Екатерине
необходимо уметь отстраняться, смотреть со
стороны, не принимая ничьей позиции. Она
старается 'децентрировать' учителей, помочь им
найти новый взгляд на себя, на своих учеников и на
проблему.
Умение и привычка к рефлексии.
Качества, которые мешают успешной работе
психолога-методиста:
Властность, самоутверждение в плохом смысле,
за счет других.
Излишнее бюрократизаторство и погружение в
бумажную работу. 'Я, в отличие от других
методистов, считаю, что это плохое качество. Оно
несовместимо с работой именно
психолога-методиста. Все-таки я в первую очередь
именно психолог, а потом уже методист' - говорит
Екатерина.
Неуверенность, пассивность: 'С учителями и
психологами постоянно необходимо держать
позицию взрослости, не 'уходить' в детскую,
беспомощную или родительскую, поучающую роль.
Это никому не нужно и не приводит к хорошим
результатам в работе'.
Работа психолога-методиста требует
одновременного владения теоретическими и
практическими навыками. Необходимо постоянное
расширение теоретической базы (чтение
литературы, общение с коллегами). Также
необходимо повышение практической квалификации,
например, посещение специализированных учебных
программ и тренингов. Также очень важно для
психолога-методиста чутко относиться к своим
клиентам и коллегам - школьным учителям,
выслушивать, запоминать и усваивать новые для
себя идеи и методики; как говорится, надобно
'держать руку на пульсе'. Екатерина работает с
профессиональными психологами. Она умеет
относиться с уважением к их опыту и сложившимся
взглядам, но, тем не менее, она всегда сохраняет
свою точку зрения, свое видение ситуации, хотя
готова перенять и ассимилировать чужой опыт.
Как и в любой работе, в работе
психолога-методиста есть определенные
сложности. Екатерине часто приходится
сталкиваться с ситуациями конфликтов между
школьными учителями, психологами,
администрацией, родителями. Иногда ситуации
бывают очень непростыми. В некоторых случаях ей
приходится вмешиваться в конфликт, стараться
прояснить и смягчить ситуацию. Особенно важно
найти правильное решение, если в результате
конфликта страдают школьники. Но чаще Екатерина
старается сохранить нейтральную и
доброжелательную ко всем позицию. Она работает с
пришедшими к ней учителями и психологами
психологическими методами, обеспечивает
информацией, дает поддержку.
Работа у Екатерины очень ответственная. Она и
ее коллеги разрабатывают и обучают учителей и
психологов новым методикам работы со
школьниками. С другой стороны, они обеспечивают
своих клиентов необходимой психологической
поддержкой. Эта поддержка очень важна для людей,
работающих в школе. Также от Екатерины зависит,
насколько работники школы и родители будут
доверять психологу-методисту (и вообще
психологу), и обращаться за советом и поддержкой.
Она гордится, что в ее лабораторию приходит много
людей. Многие клиенты обращаются к ней регулярно
и участвуют в пролонгированных программах.
Екатерина чувствует, что она необходима и что ее
работа приносит реальные плоды.
Для работы в роли психолога-методиста
необходимо иметь высшее психологическое
образование (по любой специализации, но
предпочтительно в области педагогической
психологии, психологии развития, общей
психологии и психологии личности). Важен также
стаж собственной успешной практической работы в
должности психолога системы образования..
Текст подготовлен студенткой ф-та
психологии МГУ Е.В. Леглер