Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/science/otchet/neuro2006.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:43:33 2016
Кодировка: Windows-1251
Отчет о научной работе кафедры нейро- и патопсихологии за 2006 год
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Отчет
о научной работе кафедры нейро- и патопсихологии за 2006 год

Итоговый отчет по приоритетным направлениям

На кафедре нейро- и патопсихологии в 2006 году продолжалась научно-исследовательская работа по приоритетному направлению 'Психическое здоровье личности и гармонизация ее развития: ресурсы, отклонения, диагностика, коррекция'.

Исследования проводились по 7 основным госбюджетным темам, утвержденным Советом факультета психологии.

По первой теме: 'Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в норме и патологии (когнитивная, двигательная и эмоционально-личностная сферы)' продолжалось комплексное нейропсихологическое и нейрофизиологическое исследование межполушарной организации и индивидуальных различий регуляторных функций в норме и у больных с локальными поражениями мозга различного генеза - опухоли, интракраниальные аневризмы, локализующиеся в различных сосудистых бассейнах левого и правого полушария головного мозга. Получены новые данные, свидетельствующие о межполушарных различиях в нарушении отдельных параметров, характеризующих регуляторные функции. Апробирована батарея методик (Висконсинский тест сортировки карточек, Словесно-цветовой тест Струпа, субтесты Шкалы памяти Векслера для оценки рабочей памяти, и т.д.), позволяющих проводить качественную и количественную оценку состояния регуляторных функций.

Продолжается исследование особенностей межполушарной асимметрии в сенсорной и моторной сферах у музыкантов разной специализации. Создана оригинальная методика нотного дихотического прослушивания.

Осуществлен начальный этап исследования особенностей распределения внимания в гомогенном зрительном поле у лиц с разными вариантами профиля латеральной организации функций.

Проводилась апробация методики оценки памяти на лица, входящей в батарею тестов Векслеровской шкалы памяти. Получены данные, свидетельствующие о связи характера ошибок с преобладанием правосторонних или левосторонних признаков в профиле функциональной асимметрии.

Продолжалось изучение состояния когнитивных функций у больных рассеянным склерозом. Получены новые данные о динамике нейропсихологических синдромов при фармакологическом воздействии, направленном на восстановление когнитивных функций.

Продолжалось исследование особенностей высших психических функций при различной патологии комиссуральной системы мозга. Выявлялась специфика выполнения гностических, мнестических и интеллектуальных заданий.

Проводилось исследование особенностей межполушарного взаимодействия в двигательной сфере у детей в норме, у детей с задержками психического развития, а также у детей с синдромом Дауна.

Разрабатывались приемы нейропсихологической коррекционной работы, направленные на преодоление различных эмоциональных дефектов при поражениях мозга правосторонней локализации.

Защищены 1 кандидатская диссертация, 3 дипломные работы, опубликованы - 1 статья и 6 тезисов.

По второй теме 'Нейропсихологический анализ психических функций на разных этапах возрастного развития человека' научно-исследовательская работа проводилась в дошкольных и школьных учреждениях г. Москвы, в Научном Центре психического здоровья РАМН, Российской детской клинической больнице. Продолжалось изучение особенностей нейрокогнитивного функционирования и его динамики в процессе лечения у больных юношеского возраста с манифестными психозами. Апробирована процедура статистической обработки данных клинико-психологического обследования (кластерный анализ).

Осуществлялось комплексное нейропсихологическое и нейрофизиологическое исследование особенностей психического отражения времени на разных этапах онтогенеза, исследование некоторых оптико-пространственных функций в норме, а также исследование навыка определения времени по часам. Создан и апробирован комплекс экспериментальных методик, с использованием которых получен ряд новых данных о возрастных и гендерных различиях в восприятии времени.

Проводилось нейропсихологическое исследование специфики формирования психических функций и созревания мозга у детей младшего школьного возраста (6-10 лет) и подростков в рамках дифференциальной нейропсихологии детского возраста. Начата работа по методологическому обоснованию и созданию методического комплекса для нейропсихологического обследования детей с рассеянным склерозом и другими демиелинизирующими заболеваниями. Подведены итоги обследования детей с парциальными формами эпилепсии.

Продолжались исследования нарушений рабочей (оперативной) памяти у больных с черепно-мозговыми травмами. На основании экспериментальных данных получен вывод об отсутствии узкой локализационной отнесенности феномена рабочей памяти. Разрабатывается методический инструментарий для проведения исследования психических функций с больными, находящимися в вегетативном состоянии.

Осуществляется плановый сбор и анализ материалов нейропсихологического обследования ВПФ у больных с аффективными расстройствами в позднем возрасте. Разработаны нейропсихологические шкалы количественной оценки височной, лобной и подкорковой дисфункции, проведена первичная обработка данных.

Опубликовано 1 учебное пособие (с грифом УМО), 9 учебных программ, 6 статей, 2 тезисов. Защищены 4 дипломных работы.

По третьей теме 'Закономерности формирования расстройств личности; методы их психологической коррекции и психотерапии' на основе интеграции культурно-исторической теории и современных психоаналитических моделей развивается коммуникативная и диалогическая теория саморегуляции, самоидентичности и социальных отношений; уточняются функции когнитивной опосредованности, символизации, рефлексии в регуляции содержания, эмоциональной инвестированности, временной устойчивости и пространственной организации их интрапсихической репрезентации при расстройствах личности невротического, пограничного и психотического уровней с учетом клинических, возрастных и когнитивно-стилевых различий.

Проведен теоретический анализ проблемы репрезентации пространства у пациентов с агорафобическими и клаустрофобическими симптомами. На основе эмпирического исследования пациентов с шизоаффективными и параноидными расстройствами предложена типология вариантов переживания пространства у пациентов с этой симптоматикой, включающая 'клаустрофобический', 'клаустрофилический', 'агорафобический', 'агорафилический', 'дисгармоничный' и 'неопределенный' типы. Показано, что пространственная организация каждого типа включает такие характеристики как границы Я, репрезентация дистанции и иерархии между Я и ключевыми объектами, а также объемность и стабильность. Эти характеристики соответствуют 'размерности' субъективного пространства и различаются в зависимости от уровня личностной организации пациентов (невротический, пограничный и психотический уровень) и от типа пространственных нарушений. Предложена оригинальная схема эмпирического исследования пространственных переживаний, сочетающая в себе возможности лингвистического анализа, психоаналитического и семантического подходов.

Предложена модель нормального и аномального развития внутреннего диалога в структуре самосознания в дошкольном возрасте, описаны циклы в актуализации образа Я и образа Другого, установлено соотношение между неразрывно связанными полюсами Я и Другого в зависимости от возраста ребенка. Проведено сопоставительно-сравнительное исследование диагностических возможностей метода изучения объектных отношений Д.Вестен и метода диалогического анализа на материале случаев детей в возрасте 6-7 лет.

Полученные результаты уточняют психологические механизмы, ответственные за развитие в онтогенезе и нарушение при психической патологии внутренней целостности самоидентичности, эмпатичности, реалистичности в самопонимании и понимании Другого, устойчивой позитивной эмоциональной связи в межличностных отношениях. Результаты эмпирических исследований внедрены в практику превенции суицида, психотерапии депрессий, психологического сопровождения суицидентов, пациентов эстетической хирургии.

Апробирована 1 кандидатская диссертация. Опубликовано 1 учебное пособие (с грифом УМО, 2-е исправленное и дополненное издание), 7 статей и 5 тезисов, подготовлено 8 учебных программ, защищено 9 дипломных работ.

Четвертая тема 'Культурно-исторический подход к психосоматической проблеме' реализуется в серии теоретических и эмпирических исследований психосоматической феноменологии в норме и патологии.

В теоретическом плане предложена и обоснована модель структурно-генетического анализа психологической саморегуляции ряда психосоматических феноменов: внутренней картины болезни, телесного опыта, алекситимии, аномального пищевого поведения.

Психологическая саморегуляция, рассматриваемая как системное свойство ВКБ, проявляет себя на разных уровнях: телесном, эмоциональном, смысловом. В рамках данной модели механизмы знаково-символического опосредствования рассматриваются как факторы, опосредствующие эффективность психологической саморегуляции телесных явлений.

Эмпирические исследования позволили установить и описать:

различные феномены нарушения смысловой и эмоциональной саморегуляции у больных сахарным диабетом и бронхиальной астмой; феномены и механизмы нарушений саморегуляции телесного опыта у различных больных в виде эмоционально-смыслового его искажения, недифференцированности процессов категоризации опыта, трансформации его структуры; зависимость 'поведения в болезни' больных сахарным диабетом и бронхиальной астмой от сформированности способов эмоциональной саморегуляции, ориентации на собственное самочувствие и отношение к болезни.

Показано, что разработанная модель психологических факторов саморегуляции может быть эффективно использована в программах обучения больных навыкам самоконтроля телесного состояния.

Защищена 1 кандидатская диссертация, опубликовано 10 статей, 11 тезисов, подготовлено 9 учебных программ. Защищены 4 дипломных работы.

По пятой теме 'Аномалии психического развития'

Продолжена теоретическая разработка проблемы психической устойчивости у детей в норме и ее нарушения при разных видах аномального развития.

В эмпирических исследованиях ведется сбор материала по изучению вариантов аффективной неустойчивости и особенностей психического развития у детей дошкольного возраста. Продолжается апробация методики диагностики эмоциональных нарушений у детей школьного возраста. В рамках исследования нарушений эмоциональной регуляции в норме и патологии изучалась роль нарушений влечений, нарушений символической активности у детей с пограничными нарушениями и их коррекция.

Разрабатывается проблема особенностей аффективного развития в кризисные и стабильные возрастные периоды. Изучались особенности социальной адаптации и коммуникации со сверстниками у детей с расстройствами аутистического спектра.

Продолжались исследования эмоционально-личностной сферы у подростков с разными видами дезадаптивного поведения. Изучались стратегии совладания и защитные механизмы, образ Я и образ Другого, особенности полоролевой идентичности в зависимости от структуры семьи. Продолжались исследования психологических особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях. Исследовался 'образ будущей семьи' глазами подростков из социальных учреждений (детские дома, приюты).

Разработаны и опубликованы 4 учебных программы. Опубликовано 4 статьи, 13 тезисов. Защищено 7 дипломных работ.

По шестой теме 'Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии' продолжались исследования психологических механизмов формирования различных форм культурной патологии, обусловленных применением современных технологий удовлетворения потребностных состояний. Определены и систематизированы основные этапы психологического мониторинга интеграции современных технологий в жизнь социума. Основными подструктурами комплекса осуществленных исследований выступают первичная профилактика, психотерапия и психокоррекция личностных и иных расстройств, связанных с различными вариантами злоупотреблений современными технологиями, психологическая реабилитация и психолого-педагогическое сопровождение оптимального использования современных технологий на всех этапах их освоения.

Начато дифференцированное исследование при помощи предварительно разработанного методического инструментария важнейших для жизнедеятельности социума современных технологий. Исследованы семьи больных, характеризующихся патологической зависимостью от азартных игр. Изучен феномен семейной созависимости, патологические поведенческие паттерны, обеспечивающие функционирование зависимости. Показано, что такие семейные отношения характеризуются повышенной нормативностью, риском эмоциональной открытости, псевдосоглашениями и специфической структурой ценностно-смысловой сферы.

Изучены нарушения общения при Интернет-зависимости. Данный вид нарушений проявляется в виде искажения эмоционального компонента общения, снижения способности улавливать эмоциональное состояние партнера по общению и, в целом, снижения способности распознавать невербальный язык коммуникации.

Были изучены такие формы зависимостей как орторексия, представляющая собой навязчивое стремление к правильному питанию и здоровому образу жизни, а также зависимость от фитнес-культуры.

Выявлены общие особенности эмоциональной и личностной сферы, универсальные для всех исследованных форм зависимостей: пассивная, эгоцентрическая позиция личности, примитивизация деятельности, трудности аффективной регуляции, проявляющиеся в алекситимии и других симптомах диссоциативной природы.

Разработаны новые психотерапевтические методы и приемы, направленные на преодоление и сознательный отказ от названных форм зависимостей. Разработанные психотехники направлены на развитие самосознания, творческих способностей, знаково-символического опосредствования и образного мышления, техник самонаблюдения и самоконтроля, позволяющих существенно снизить вероятность негативных последствий бесконтрольного, стихийного или злонамеренного внедрения новых технологий в жизнь личности и социума.

Проведен анализ психологической литературы, посвященной технологиям вовлечения в террористическую деятельность. Подтверждена гипотеза о наличии в структуре этих технологий инвариантных признаков, объединяющих их с другими новейшими технологиями удовлетворения актуализированных потребностей, детерминирующими формирование классических форм культурной патологии. Разработана программа помощи жертвам терактов.

Защищена 1 кандидатская диссертация, опубликовано 5 статей, 7 тезисов, 2 научно-популярных издания. Подготовлено 11 учебных программ, 1 учебно-методическое пособие для выполнения дипломных работ. Защищено 8 дипломных работ.

По седьмой теме 'Восстановление личности, произвольных форм деятельности и когнитивных процессов при локальных поражениях мозга' продолжались исследования нарушения речи и когнитивной деятельности при органических поражениях головного мозга, разрабатывались новые техники и технологии нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, исследовались закономерности восстановления речи у больных с афазией. Разработан новый уровневый подход к представлению понятия 'фактор', продолжены исследования в направлении рассмотрения афазии как компенсаторного образования, изучались речевые нарушения при 'комплексных' афазиях сосудистой этиологии. Исследован вопрос закономерностей развития ВПФ в онтогенезе и показано, что наряду с гетерохронностью развития функций имеет место и гетерогения их развития, проявляющаяся в том, что на разных этапах развития изменяются не только составляющие ВПФ, но и их влияние внутри психологического содержания данной функции. Проведено исследование роли символа в развитии регуляции поведения личности в школьном возрасте. Продолжено изучение вопроса роли личности в восстановительном и формирующем обучении у взрослых и детей.

Опубликованы 1 статья, 1 тезисы, подготовлены 2 учебных программы. Защищена 1 дипломная работа.

В целом по кафедре в 2006 году опубликовано: 2 учебных пособия (с грифом УМО по психологии и грифом УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию), сборник программ по специальности 'Клиническая психология' (с грифом УМО), 34 статьи, 45 тезисов докладов.

Применение результатов НИР в учебном процессе

В соответствии с утвержденной в качестве приоритетного направления проблемой НИР и с учетом достижений постоянно обновляются отдельные составляющие курсов по таким основным дисциплинам специальности как 'Клиническая психология', 'Основы нейропсихологии', 'Основы психосоматики', 'Психология аномального развития', 'Базовые теории и методы психотерапии и психологического консультирования'.

Одновременно постоянно осуществляется работа по созданию и обновлению дисциплин специализации. К ним относятся 'Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте', 'Патология памяти', 'Проективные методы психодиагностики', 'Расстройства самосознания', 'Диалогический подход к анализу психотерапевтического процесса', 'Личностные расстройства', 'Введение в психоаналитическую психотерапию', 'Дифференциальная психосоматика', 'Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии', 'Психология стресса: клинико-психологические аспекты проблемы'.

Особое внимание уделялось внедрению результатов НИР в спецкурсы и спецпрактикумы, ориентированные на подготовку специалистов к практической профессиональной деятельности. К ним относятся такие дисциплины специализации как 'Введение в практику психологического консультирования и психотерапии', 'Введение в психоаналитическую диагностику', 'Методы нейропсихологической диагностики', спецпрактикумы по аномальному развитию, по нейропсихологии, по клинико-психологическим аспектам психосоматики, по патопсихологии.

В качестве существенного вклада в учебный процесс необходимо отметить плодотворное сотрудничество со многими научными, научно-практическими и практическими учреждениями, с которыми установлены творческие рабочие контакты в совместном выполнении НИР по тематике кафедры. Такое сотрудничество позволяет обеспечить подготовку студентов (курсовые и дипломные работы, практикумы) непосредственно в организациях, относящихся к различным сферам деятельности клинических психологов. Не менее важно, что к подготовке студентов привлекаются специалисты, работающие в этих организациях, для проведения занятий и производственной практики.

Применение научных результатов, полученных в отчетном году.

Сотрудники, аспиранты и студенты кафедры нейро- и патопсихологии ведут научно-исследовательскую работу (диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную) на базе следующих учреждений: НЦ психического здоровья РАМН, Институт нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова, НИИ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, научно-практический речевой центр, Центр лечебной педагогики, Суицидолологический центр Института психиатрии МЗ РФ, Центр кризисных состояний городской клинической больницы ? 20, Отделение сексопатологии института психиатрии МЗ РФ, клиническая психиатрическая больница ? 4, ? 12, ? 13, детская психиатрическая больница ? 6, интернат для одаренных детей при МГУ им. М.В.Ломоносова и многие другие.

Краткие сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в отчетном году

Коллективом кафедры была проведена научно-организационная работа по созданию сборника учебных программ дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 'Клиническая психология'.

Кафедра совместно с кафедрой психофизиологии подготовила и успешно провела заседание секции 'Клиническая психология и нейронауки: перспективы развития' в рамках научной конференции 'Психология перед вызовом будущего', приуроченного к 40-летнему юбилею факультета психологии.

За отчетный год на основе интеграции культурно-исторической теории и современных психоаналитических моделей получила дальнейшее развитие коммуникативная и диалогическая теория саморегуляции, самоидентичности и социальных отношений; уточнены функции когнитивной опосредованности, символизации, рефлексии в регуляции содержания, эмоциональной инвестированности, временной устойчивости и пространственной организации их интрапсихической репрезентации при расстройствах личности невротического, пограничного и психотического уровней с учетом клинических, возрастных и когнитивно-стилевых различий.

Проведена апробация новых методических процедур нейропсихологического обследования детей с рассеянным склерозом и другими демиелинизирующими заболеваниями, разработаны нейропсихологические шкалы количественной оценки височной, лобной и подкорковой дисфункции. Внедрены новые процедуры статистической обработки данных клинико-психологического обследования нейрокогнитивного функционирования больных юношеского возраста.

Получены новые данные о гендерных и возрастных особенностях психического отражения времени, о характере оптико-пространственных функций в норме.

Исследование личностных особенностей больных различными формами зависимостей (интернет-зависимости, зависимости от азартных игр и др.) показало высокую значимость роли социокультурных факторов в развитии этих расстройств.

Для практического здравоохранения на основе проведенных научных исследований разработаны рекомендации для программ обучения больных сахарным диабетом и бронхиальной астмой навыкам самоконтроля телесного состояния.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский