Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/science/conference/soc_table/2014-13/index.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 04:26:47 2016
Кодировка: Windows-1251
Тринадцатый  круглый стол заведующих кафедрами социальной психологии
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Тринадцатый  круглый стол
заведующих кафедрами социальной психологии
и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона

'Общение  преподавателя  и  студента: психологические  проблемы  и  современные  тенденции'

18 ноября 2014 года

В  Тринадцатом  круглом столе, проходившем на базе факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и организованном кафедрой социальной психологии этого факультета,  приняли участие:

  • 9  зав. кафедрами  социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, 
  • 4 зам. зав. кафедрами социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона,
  • а также преподаватели и научные сотрудники кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ.

Ведущие:  

  • Т.Г.Стефаненко, зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, докт. психол. наук, профессор.
  • Т.Ю.Базаров, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ, докт. психол. наук, профессор.
  • О.В.Соловьева, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, канд. психол. наук.

Тринадцатый круглый стол был тематически  связан с прошедшей Международной конференцией 'Психология общения и доверия: методология, теория и практика' и был приурочен ко дню рождения Л.А.Петровской (13.11.1937 - 19.03.2006), профессора кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, академика РАО, уделявшей большое внимание разработке проблематики педагогического общения. Лариса Андреевна утверждала субъект-субъектный и диалогический подходы к педагогическому общению, необходимость личностного самораскрытия учителя в общении с учеником и преподавателя в общении со студентом, на протяжении многих лет читала спецкурс 'Психология педагогического общения' на факультете психологии МГУ.  

За прошедшие годы реальность общения преподавателя и студента сильно изменилась и назрела необходимость провести социально-психологический анализ  ситуации взаимодействия преподавателя и студента в контексте новых экономических и социокультурных реалий, в частности, реалий рынка образовательных услуг и новых коммуникационных технологий.

Темы выступлений на круглом столе:

  • Возможные трансформации субъект-субъектного взаимодействия в современной ситуации образования.
    Е.П. Белинская
    , докт. психол. наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
  • Доверие как условие референтных отношений преподавателя и студента.
    О.Б. Крушельницкая,
    канд. психол. наук, зав. кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ.
  • Восприятие преподавателями и студентами конфликтов между ними.
    Е.О. Голынчик
    , канд. психол. наук, ст.н.с. кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
  • Опыт качественного анализа взаимоотношений научного руководителя и студента.
    Е.С. Кутковая
    , аспирантка кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
  • Дистанционное обучение: проблемы опосредованного общения.
    Т.Ю. Базаров, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ, докт. психол. наук, профессор

Выступившие проанализировали проблемы и обозначили вызовы,  стоящие перед системой университетского образования в современных условиях. Это, в частности, снижение значимости общего предмета деятельности   преподавателей и студентов (в виде научного исследования), переживание преподавателями  утраты своей субъектности на фоне повышения субъектности у студентов; проблема обучения на моделях (например, через анализ кейсов будущей профессиональной деятельности); проблема выстраивания содержания и форм университетского образования в условиях  безграничного бесплатного образовательного ресурса, размещенного в сети интернет на различных образовательных платформах (Е.П.Белинская); проблема доверия, референтности и искренности в отношениях преподавателя и студента (О.Б.Крушельницкая); проблема выстраивания виртуальной коммуникации со студентами в гуманитарной сфере, проблема изоморфности форм коммуникации в образовании формам коммуникации в будущей профессиональной деятельности студентов; проблема развития университета как демократического социального института, опирающегося на процедуры с обратной связью и партнерские отношения (Т.Ю.Базаров).

В выступлениях на основе результатов эмпирических исследований были проанализированы возможные противоречия между преподавателями и студентами и зоны потенциальной конфликтности в их отношениях, атрибуция ими ответственности за возникающие в этих отношениях проблемы, недооценка ими конструктивной функции конфликта (Е.О.Голынчик); особенности позиционирования участников взаимодействия 'научный руководитель - студент' и противоречия, возникающие в этой диаде (свобода - чувство безопасности, неформальный контакт - контроль, самостоятельность - зависимость), а также возможность использования теории позиционирования как инструмента коррекции отношений между научным руководителем и студентом (Е.С.Кутковая).

Участники круглого стола обсудили проблемы, поднятые в выступлениях коллег, проблематизировали  понимание системы образования как сферы услуг, социологическую метафору современного университета 'как супермаркета знаний', рассмотрение знаний как информации, восприятие образовательных институтов сквозь призму 'брэндов', преобладание внимания к средствам обучения по сравнению с принципами и ценностями образования.

Выступления и их обсуждение способствовали углублению понимания участниками круглого стола  как ситуации в системе университетского образования в нашей стране,  так и проблем и современных тенденций в общении преподавателя и студента. Все это, безусловно, стимулировало личную рефлексию участников круглого стола как преподавателей и организаторов ситуации обучения, способствовало их осознанному самопозиционированию в отношениях со студентами в изменяющихся условиях, дало участникам материал для осмысления стратегий развития вузовских кафедр социальной психологии, а также задало перспективы дальнейших исследований в социальной психологии как науке.    

Текст: О.В.Соловьева

Фотоотчет


    Т.Ю.Базаров, Т.Г.Стефаненко,
О.В.Соловьева

    Н.П.Грищенко

    Т.Ю.Базаров

 

    С.А.Липатов

   О.Т.Мельникова, Д.А.Хорошилов

    Т.Ю.БазаровТ.Г.Стефаненко

  Т.Г.Стефаненко, О.В.Соловьева

    Е.О.Голынчик

    Т.Ю.Базаров

 

    О.В.Соловьева

   Е.П.Белинская

  Е.Д.Короткина (Тверь)

   О.Е.Хухлаев

    Е.О.Голынчик

   О.С.Павлова, Ю.В.Суховершина,
Е.Б.Пучкова, Е.Д.Короткина

   Ю.В.Суховершина, Е.Б.Пучкова

   Ю.В.Суховершина, Е.Б.Пучкова

    С.А.Липатов, Н.Н.Толстых

   Е.П.Белинская, О.Е.Хухлаев

  Е.В.Жатько

    О.Б.Крушельницкая

   С.М.Матяш,  Н.П.Грищенко

  Е.В.Зырянова, С.А.Липатов

    Е.О.Голынчик

    Е.О.Голынчик

    Е.О.Голынчик

    Е.С.Кутковая

      Н.П.Грищенко

    Е.С.Кутковая

  С.А.Липатов

    Е.П.Белинская

    Т.Ю.Базаров

    Т.Ю.Базаров

    Т.Ю.Базаров

Фото: Валерия Лянгузова


См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский