Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/science/conference/heptachor/2014/photo/index.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 07:43:37 2016
Кодировка: Windows-1251
Научно-практическая конференция-фестиваль 'Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика'
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Научно-практическая конференция-фестиваль
'Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика'

11 декабря 2014 года состоялось открытие научно-практической конференции-фестиваля с международным участием 'Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика'.

Конференция посвящена различным практикам работы с личностью средствами искусства (в том числе в терапевтических и реабилитационных целях), проблемам эстетического воспитания, активным методам обучения, новым образовательным технологиям, а также вопросам психологии художественного творчества и семиотики искусства. Обозначенные темы составляют контекст практики музыкального движения, в свете столетия которой проходит конференция.

Музыкальное движение является традицией, которая по праву может считаться культурным наследием и достоянием нашей страны. Это уникальное направление свободного импровизационного танца сумело пережить периоды гонений и показало свою жизнеспособность во времена духовных кризисов.

Музыкальное движение возникло в студии 'Гептахор', которая вела свою деятельность в начале прошлого века в С.-Петербурге, потом Петрограде и Ленинграде. Годом основания студии считается 1914, закрыта государственная студия 'Гептахор' была в 1934 году. Однако разработанная студией система движения и подход к обучению музыкально-двигательной импровизации, названные студией методом музыкального движения, не были утрачены и нашли свое широкое применение в области эстетического воспитания и развития детей в 1940-50-ые годы прошлого века. Силами педагогов-энтузиастов под руководством Стефаниды Дмитриевны Рудневой создавался материал для занятий, разрабатывалась методика, печатались учебные пособия. Во времена оттепели ученицей С.Д. Рудневой Эммой Михайловной Фиш была открыта студия 'Смотрите, музыка!', ставшая ярким явлением в истории 1960-х. В это же время к работе над осмыслением метода музыкального движения были привлечены психологи. На факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова был организован семинар по музыкальному движению, который вела С.Д. Руднева, а ее ученики занимались с детьми в Доме культуры МГУ. Экспериментальные занятия с детьми велись и на площадках Института дошкольного воспитания. В 1980-ые годы другая ученица С.Д. Рудневой Ольга Кондратьевна Попова в течение многих лет вела факультатив по музыкальному движению в Институте имени Гнесиных. Начиная с 1990-х годов музыкальное движение выходит из 'подполья', открываются студии и центры, в которых преподается музыкальное движение для детей и взрослых, в том числе для пожилых людей и детей с особенностями развития.

Интерес у специалистов к практике музыкального движения всегда был неизменен, как неизменна и та высокая оценка, которая ей давалась. Музыковеды, музыкальные педагоги, психологи, философы обращали внимание на целостный подход к человеку, свойственный практике музыкального движения, на полное слияние движения с музыкой, на удивительную органичность и неповторимость каждого участника, всех занимающихся.

Что же такое музыкальное движение? Педагогика будущего? Новая психологическая практика? Область художественного творчества, доступная непрофессионалам? Новое театральное искусство? Справедливо каждое из утверждений, по-своему отражающее один из ликов практики, одну из ее сторон. Но только в своем единстве они создают уникальный феномен 'музыкального движения', занимающий свое место в отечественном и мировом культурном пространстве.

Музыкальное движение как метод эстетического воспитания стоит в одном ряду с такими системами, как ритмика Э. Жак-Далькроза, элементарное музицирование К. Орфа, система музыкального воспитания З. Кодаи и др.

В области обучения подход музыкального движения соотносим с принципами активных методов обучения, а также с теми идеями, которые развиваются в школе культурно-исторической психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. Музыкальное движение расширяет горизонты культурно-исторической психологии, предлагая метод обучения музыкально-двигательной импровизации и организации эмоционального отклика на музыку, эмоционального восприятия музыки. По своей систематичности, продуманности и глубине оно далеко превосходит имеющиеся аналоги в отечественной и мировой практике.

Наконец, как художественная практика нового типа музыкальное движение прямо смотрит в XXI век. Связи музыкального движения с поисками, которые велись в театральном искусстве в ХХ веке, можно хорошо проследить. Так же, как система К.С. Станиславского, оно направлено на создание психотехники театральной игры - в данном случае танцевального и пластического действа. Во главу угла музыкальное движение ставит 'работу над собой', превращая ее в главный инструмент психотехники переживания. Так же, как в биомеханике Вс.Э. Мейерхольда, в музыкальном движении создается система выразительного движения, разрабатывается техника выразительного движения. Идеи музыкального движения близки театральному эксперименту Ежи Гротовского, его поиску нового сценического существования, требующего полноты личного присутствия актера 'здесь-и-теперь'. В современном художественном пространстве стала ярко себя проявлять тенденци