Психологическая школа к 100-летию А.Н.
Леонтьева
Материалы и фотографии со школы
размещены на сайте Psychosoft.Ru
'Время вашего учения должно стать не только
годами подготовки к жизни, но уже и самой жизнью:
в науке, в профессии, в обществе' (А.Н. Леонтьев,
1976г). Научная школа - это, пожалуй, самая яркая
иллюстрация к этому высказыванию. Это часть
жизни, в которой для студентов - чуть больше
учебы, чем науки, а для ученых - чуть больше
науки, чем учебы. А.Н. Леонтьев говорил, что именно
такая форма поможет восполнить 'дефицит общения
между поколениями'. Наша научная студенческая
школа - это попытка леонтьевских учеников
передать молодому поколению не просто знание
теории, но сообщить ему чувство Школы - не
только профессиональные, но и эмоциональные узы
научного сообщества.
Мемориальная психологическая школа,
посвященная 100-летию со дня рождения А.Н.
Леонтьева, состоялась 2-5 февраля в пансионате
'Звенигородский' РАН. Ее организатором
выступило отделение общей психологии и
психологии личности факультета психологии МГУ
им. Ломоносова. Научными руководителями школы
стали А.Г. Асмолов и Б.С. Братусь.
Школа была студенческая, тем не менее, ее нельзя
назвать типичной по форме научной студенческой
школой. Ее особенностью было то, что она была
мемориальной, и это обусловило непременное
участие многих сотрудников, учеников, соратников
А.Н. Леонтьева, а также особые школьные
мероприятия. Предложенную форму наполняли
содержанием 131 участник: 46 студентов и 85
преподавателей и ученых, удивляющих
разнообразием географической и научной
топографии. Действительно, для отбора студентов
на школу был проведен конкурс работ, присланных
учащимися ВУЗов многих городов России. В
результате на школе было 25 студентов и
аспирантов МГУ (факультет психологии), студентка
из ГУ 'Высшая школа экономики' (Москва) и 20
студентов и аспирантов из следующих городов:
Санкт-Петербург, Казань, Оренбург, Рязань,
Челябинск, Самара, Томск, Белгород, Курск, Уфа,
Магадан. Среди гостей школы были профессора из
СПбГУ В.М. Аллахвердов и А.И. Худяков. Научная
'топография' оказалась еще более сложной. Только
студентами были представлены следующие
проблемы: проблема воли, теория обнаружения
сигнала, сознание, профессиональная деформация,
мотивационно-смысловые сферы, творческая
активность, моральное развитие, целеобразование,
наркозависимость, проблемы личности, истоки
теории деятельности в марксизме, феномен общения
с Богом, образ мира. Но всех объединял интерес к
личности А.Н.Леонтьева и его научному наследию:
значению созданной им психологической теории в
современной психологии.
Школа объединила научные и мемориальные мероприятия.
Научная часть школы проходила в форме
студенческой конференции: работали две
секции - 'История и теория школы А.Н.Леонтьева' и
'Практика и эксперимент в школе А.Н. Леонтьева'.
Первая секция объединила
историко-биографические исследования, работы,
посвященные ключевым проблемам теории
деятельности (сознание, образ мира, личностные
смыслы, воля), и доклады методологического
характера: о месте теории деятельности в системе
психологических и философских подходов. На
второй секции в докладах обсуждались
экспериментальные исследования и возможное
практическое приложение теории А.Н. Леонтьева.
Доклады серьезно обсуждались, прямо скажем, по
'гамбургскому счету', коллективами студентов и
преподавателей. Важными событиями школы стали
доклады В.П. Зинченко 'Переживание как средство
одушевления существования' и А.Г. Асмолова
'Неодеятельностная парадигма в психологии ХХI
века: деятельность как существование'.
Прекрасным дополнением научной программы стали
небольшие доклады гостей школы С.Н. Ениколопова,
В.В. Знакова, В.М. Аллахвердова, которые осветили
тематику некоторых своих исследований, что
вдохновило студентов на новые вопросы и
дискуссии.
Событиями, которые возможны только на такой
мемориальной школе, были сообщение Е.Е. Соколовой
'О чем говорят старые письма (Личностная история
школы А.Н. Леонтьева)' - историко-психологический
анализ личной переписки ученых харьковской
школы и вечер 'У Леонтьевых в гостях'. Да и само
открытие школы было вечером воспоминаний.
На этой школе, которая стала трансляцией идей
трех поколений, мы имели возможность воочию
убедиться, что отечественная психология имеет
прочный базис. Если использовать метафору
дерева, то теория деятельности - это один из тех,
корней, которые крепко держат древо и продолжают
давать ему жизнь. Спустившись к этим корням, мы
осознали нашу общность с учеными, работающими в
самых разных областях психологии и самых разных
ее вариантах. Это открыло нам возможность
преодоления разногласий не только между
различными областями психологии, но и ее
различными школами, что представляется важным
шагом для современного уровня развития науки.