Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/strelkov/vveden.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:27:37 2016
Кодировка: Windows-1251
Введение
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Автор и составитель
Профессор Ю.К.Стрелков

Материалы к курсу

Введение

Инженерная психология сосредоточена на проектировании, изучении и  преобразовании сложных человеко-машинных систем. Профессиональная психология занимается изучением, проектированием и преобразованием труда, профессионала и его жизни. Психология труда является ближайшей дисциплиной. Все три лежат на пересечении общей, социальной, экспериментальной, возрастной "психологий" и предполагают владение соответствующими понятиями и методами.

В настоящем курсе изложение материала развертывается в нескольких параллельных слоях: методологическом, теоретическом, методическом и практическом. Методология строится на понятиях времени, пространства, энергии, языка, схемы и др. Понятия пространства и времени вводятся на основе исследований Августина, И. Канта, А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, П. Флоренского, В. Молчанова, М. Мамардашвили. В курсе пространство и время разрабатываются как психологические понятия. Этому во многом способствует обращение к анализу языка. Понятие языка вводится со ссылками на работы В. Гумбольдта, А. Потебни, К. Бюлера, В. Бибихина.

Теоретический анализ основан на использовании троичной схемы "СУБЪЕКТ-ДЕЙСТВИЕ -ОБЪЕКТ" и принципе "Я здесь и теперь", понятиях сознания и бессознательного, общения, профессиональной карьеры и др. Важнейшим является принцип целостности, единства, неотделимости души и тела, субъекта и действия. Мы исходим из понятия образа мира и делаем основной акцент на рассмотрении операционально-смысловых структур профессионального опыта. Принцип профессионального развития - от новичка до опытного специалиста, поддержание высокого уровня профессионального мастерства постоянным усилием, работой над совершенствованием профессиональных знаний, умений, навыков и деградация - при остановке. Важным становится понятие профессиональной истории специалиста. Такие основания не исключают применения информационно- процессуальных, корреляционных, имитационных моделей для описания и анализа отдельных сторон и  моментов трудовой деятельности. Важнейший путь к изучению психики проходит через фиксацию языковых особенностей психики - психолингвистика позволяет глубже понять связь речи и профессионального опыта. Курс содержит несколько сквозных тем: субъект, ошибка, страх, группа (команда), психосемантика (профессионального опыта) и близкое понятие перцептивного мира. Особое внимание уделено переходным процессам и состояниям - введены темы усложнения, перемены места и рассмотрены ' путешествия' во времени при быстрых перемещениях на большие расстояния. Рассмотрена тема внутриличностного конфликта профессионала.

Материал курса собран при изучении труда специалистов высокого профессионального уровня. Мы не ограничивались только пилотами и авиадиспетчерами, хотя большинство исследований проведено именно на них. Рассмотрены примеры труда врача, педагога, руководителя, психолога.

Для изучения и моделирования труда индивида и команды применяются  методики: интервью, групповая дискуссия, наблюдение за трудом экипажа и др. Совершенно необходимо изучить производственные документы. Мы подробно рассматривали те методики, которые использовали сами. Бланковые методики и простейший метод "карандаш и бумага" вместе с испытанием разнообразных моделей (выполненных с использованием новейшей техники либо в виде чертежей) оказываются полезными средствами сбора информации.

Психология труда, инженерная и профессиональная психология способны решать разнообразные практические задачи: оценка специалиста при продвижении по службе или "списании" на пенсию, отбор из новичков, обучение и переучивание специалистов со стажем, тренажерная подготовка, психологический тренинг, консультирование и проч. Участие в решении проблем профессиональной адаптации, реабилитации и решении глубинных личностных конфликтов выводит профессиональную психологию на междисциплинарные границы (с медицинской психологией и проч). Работа психолога-практика не обходится без трудностей, которые мы старались показать в курсе достаточно ясно.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский