Автор и
составитель
Профессор Ю.К.Стрелков
Материалы к
курсу
Введение
Инженерная психология
сосредоточена на проектировании, изучении и
преобразовании сложных человеко-машинных
систем. Профессиональная психология занимается
изучением, проектированием и преобразованием
труда, профессионала и его жизни. Психология
труда является ближайшей дисциплиной. Все три
лежат на пересечении общей, социальной,
экспериментальной, возрастной "психологий"
и предполагают владение соответствующими
понятиями и методами.
В настоящем курсе изложение материала
развертывается в нескольких параллельных слоях:
методологическом, теоретическом, методическом и
практическом. Методология строится на понятиях
времени, пространства, энергии, языка, схемы и др.
Понятия пространства и времени вводятся на
основе исследований Августина, И. Канта, А.
Бергсона, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, П.
Флоренского, В. Молчанова, М. Мамардашвили. В
курсе пространство и время разрабатываются как
психологические понятия. Этому во многом
способствует обращение к анализу языка. Понятие языка вводится со
ссылками на работы В. Гумбольдта, А. Потебни, К.
Бюлера, В. Бибихина.
Теоретический анализ основан на
использовании троичной схемы
"СУБЪЕКТ-ДЕЙСТВИЕ -ОБЪЕКТ" и принципе "Я
здесь и теперь", понятиях сознания и
бессознательного, общения, профессиональной
карьеры и др. Важнейшим является принцип
целостности, единства, неотделимости души и тела,
субъекта и действия. Мы исходим из понятия образа
мира и делаем основной акцент на рассмотрении
операционально-смысловых структур
профессионального опыта. Принцип
профессионального развития - от новичка до
опытного специалиста, поддержание высокого
уровня профессионального мастерства постоянным
усилием, работой над совершенствованием
профессиональных знаний, умений, навыков и
деградация - при остановке. Важным становится
понятие профессиональной истории специалиста.
Такие основания не исключают применения
информационно- процессуальных, корреляционных,
имитационных моделей для описания и анализа
отдельных сторон и моментов трудовой
деятельности. Важнейший путь к изучению психики
проходит через фиксацию языковых особенностей
психики - психолингвистика позволяет глубже
понять связь речи и профессионального опыта.
Курс содержит несколько сквозных тем: субъект,
ошибка, страх, группа (команда), психосемантика
(профессионального опыта) и близкое понятие
перцептивного мира. Особое внимание уделено
переходным процессам и состояниям - введены
темы усложнения, перемены места и рассмотрены '
путешествия' во времени при быстрых
перемещениях на большие расстояния. Рассмотрена
тема внутриличностного конфликта профессионала.
Материал курса собран при изучении
труда специалистов высокого профессионального
уровня. Мы не ограничивались только пилотами и
авиадиспетчерами, хотя большинство исследований
проведено именно на них. Рассмотрены примеры
труда врача, педагога, руководителя, психолога.
Для изучения и моделирования труда
индивида и команды применяются методики:
интервью, групповая дискуссия, наблюдение за
трудом экипажа и др. Совершенно необходимо
изучить производственные документы. Мы подробно
рассматривали те методики, которые использовали
сами. Бланковые методики и простейший метод
"карандаш и бумага" вместе с испытанием
разнообразных моделей (выполненных с
использованием новейшей техники либо в
виде чертежей) оказываются полезными
средствами сбора информации.
Психология труда, инженерная и
профессиональная психология способны решать
разнообразные практические задачи: оценка
специалиста при продвижении по службе или
"списании" на пенсию, отбор из новичков,
обучение и переучивание специалистов со стажем,
тренажерная подготовка, психологический
тренинг, консультирование и проч. Участие в
решении проблем профессиональной адаптации,
реабилитации и решении глубинных личностных
конфликтов выводит профессиональную психологию
на междисциплинарные границы (с медицинской
психологией и проч). Работа психолога-практика не
обходится без трудностей, которые мы старались
показать в курсе достаточно ясно.