|
Шмелев Александр Георгиевич
|
Родился 15 февраля 1954 г. в г. Москве, доктор
психологических наук (1994), ведущий специалист в
области психосемантики и компьютерной
психодиагностики. Окончил факультет психологии
МГУ им. М.В.Ломоносова (1976), преподаватель
факультета психологии МГУ (с 1976 г.), кандидат
психологических наук (1980), доцент кафедры общей
психологии, затем кафедры психологии и инженерии
знаний, профессор по кафедре психологии труда и
инженерной психологии (с 1996). Ш. - член Европейской
Ассоциации Психологии Личности (1992), член
Координационного Совета Российского
Психологического Общества (1994), президент НПО
"Гуманитарные технологии" (научный парк
МГУ), организатор и председатель секции
"Компьютерной психодиагностики" при
Обществе психологов СССР, организатор
аттестационной комиссии и конкурса компьютерных
методик.
Области научных интересов: психодиагностика и
компьютеризация психодиагностики,
экспериментальная психосемантика.
Термин 'экспериментальная психосемантика'
был впервые введен в оборот в отечественной
психологии в кандидатской диссертации Ш.,
выполненной под руководством Е.Ю. Артемьевой на
тему: 'Психологическое исследование
субъективных систем значений' (1980). Материалы
диссертации отражены в монографии (Шмелев, 1983).
Тема докторской диссертации Ш.:
'Психодиагностика и психосемантика личности'
(1994). Экспериментальная психосемантика
рассматривается Ш. в качестве основы для научной
интерпретации результатов психодиагностических
методик. Ш. показано принципиально взаимное
родство личностных факторов, выделяемых с
помощью факторного анализа пунктов личностных
опросников, с одной стороны, и факторного анализа
шкал личностного семантического дифференциала,
с другой стороны. Этот результат подтверждает
гипотезу о валидности модели обобщенного
семантического пространства. Показано, что
различающая сила координат субъективного
семантического пространства зависит от
содержания ведущих мотивов деятельности той
группы испытуемых, на которой производился
психосемантический эксперимент.
Ш. построен компъютеризированный тезаурус
личностных черт, включающий 2090 терминов русского
языка. Тезаурус совмещает принципы
координатно-пространственных и сетевых
семантических моделей. В кросс-культурных
исследованиях, проведенных Ш. совместно с
американскими и голландскими психологами,
показана принципиальная межкультурная
универсальность обобщенных личностных факторов
- так называемой 'Большой пятерки' - для
различных языковых культур. Ш. разработана новая
и оригинальная, так называемая
"четырех-полюсная" концепция личностной
черты, которая позволяет при построении
личностных тестов существенно сократить
артефакт социально-желательного ответа.
Ш. - автор ряда популярных среди
профессиональных психологов тестов, таких как
"тест юмористических фраз", методики,
диагностирующей склонность к риску, методики
компьютерной поддержки самостоятельной работы
по усвоению лексики иностранного языка, ряда
стандартизированных методик в семейной
психодиагностике (Практикум по
психодиагностике. 1988). Он является соавтором и
редактором и остальных выпусков этой серии - 1984;
1989; 1990; 1992. Среди работ научно-популярной
направленности Ш. - исследования в области
житейской психологии в контексте проблем этики и
психологии семейной жизни; опыт психологической
интерпретации компьютерных игр; психологические
проблемы компьютеризации.
Ш. - автор университетских курсов 'Основы
психодиагностики', 'Информатика и ЭВМ в
психологии', раздела общего практикума по
проблемам тестологии, читает спецкурс
'Компьютерная психодиагностика', создатель
специализированного класса компьютерной
психодиагностики, автор ряда учебных пособий и
учебников в этой области.
Общее количество научных публикаций свыше 130.
Основные труды: Введение в экспериментальную
психосемантику: теоретико-методологические
основания и психодиагностические возможности.
М., 1983; Практикум по экспериментальной
психосемантике: тезаурус черт. М., 1988 (В соавт.);
Практикум по психодиагностике. Дифференциальная
психометрика. Учебное пособие. М., 1984; Общая
психодиагностика. Учебное пособие. (Ред.
А.А.Бодалев и В.В.Столин). М., 1988, главы: 1, 3, 4, 6;
Практикум по психодиагностике. Психодиагностика
мотивации и саморегуляции. (
Редактор-составитель, соавт.) М., 1990; Основы
психодиагностики. Учебное пособие для студентов
педвузов. М.; Ростов-на-Дону, 1996 (соавт., ред.).
См. также: