Родился 22.11.1954 г. в г. Керчи Крымской области.
Окончил факультет психологии МГУ им.
М.В.Ломоносова (1981), кандидат психологических
наук (с 1989 г.), доктор педагогических наук (с 1996 г.).
В МГУ работает в должности научного сотрудника
по кафедре возрастной психологии (с 1994 г.).
Область научных интересов: психология труда,
возрастная психология, профессиональное и
личностное самоопределение; теоретические и
прикладные проблемы школьной профориентации и
профконсультации клиентов службы занятости;
психологические проблемы смысла
профессионального труда: ценностно-нравственные
аспекты становления профессионала.
Кандидатская диссертация выполнена под
руководством проф. Е.А.Климова по теме:
'Имитационная игра как средство формирования у
оптантов умения строить личные профессиональные
планы' (1989). В работе обоснована возможность
построения конкретных игровых методик на основе
выделенных содержательно-процессуальных
моделей профессионального самоопределения, а
также проведена экспериментальная и
практическая проверка эффективности
сконструированных профориентационных игр,
выделены условия использования этих игр в общих
программах психологической работы со
школьниками. В докторской диссертации
'Теоретико-методические основы активизации
профессионального самоопределения' (1996)
определены содержательно-смысловые
характеристики профессионального
самоопределения, предложены оригинальные
модели, отражающие взаимосвязь самоопределения
личности и формирования ее внутренней
активности, обоснована и выделена система
взаимосвязанных принципов построения и
практического внедрения активизирующих
профконсультационных средств:
(методологических,
организационно-управленчес-ких,
конкретно-практических, этических принципов
активизации профессионального и личностного
самоопределения).
П. читает в МГУ курсы: 'Теория и практика
профессионального самоопределения';
'Организация труда профконсультанта';
'Актив-ные (игровые) методы в профориентации';
'Ценностно-смысловые аспекты профессионального
и личностного самоопределения'.
Общее количество научных публикаций свыше 40,
среди них основные: Карточные
профконсультационные методики. Учебное пособие.
М., 1993; Профориентационные игры: проблемные
ситуации, задачи, карточные методики. М., 1991;
Профессиональная ориентация незанятого
населения. Методические рекомендации /
Профессиональная ориентация в России и Швеции.
М., 1995, (в соавт.); Профессиональное и личностное
самоопределение. М., 1996; Психологический смысл
труда. Москва; Воронеж, 1997.