Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/platonov.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:57:25 2016
Кодировка: Windows-1251
Платонов Константин Константинович
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Платонов Константин Константинович

(7.06.1906 - 5.10.1984)

Закончил Харьковский медицинский институт (1924), доктор психологических наук и доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Научная деятельность П. началась в 20-е г.г.: он работает в Харьковском институте распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом институте (с 1925); проводит в эти годы свои первые исследования, издает первую книгу - учебное пособие по биологии для педагогических вузов. С 1950 по 1957 годы П. Преподавал курс "Психология труда" в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова.

В 30 -е г.г. П. включается в психотехническое движение, создает на Горьковском автомобильном и Челябинском тракторном заводах комплексные психотехнические лаборатории, разрабатывая пути и приемы повышения производительности труда рабочих, проводя психологический анализ профессий. С середины 30-х г.г. он начинает заниматься психологическими исследованиями в области авиации, посвятив этому более 20 лет (1935-1959). Им впервые был создан самолет-лаборатория для исследования летных навыков. П. - участник Великой Отечественной войны, прошедший в составе 16 воздушной армии путь от Сталинграда до Берлина и продолжая работать как специалист: он был заместителем флагманского врача армии, организовывал и проводил медико-психологические экспертизы боеспособсности летчиков. Имеет боевые награды: Орден Красной звезды, Красного знамени, Отечественной войны 1-й степени, медали. Им и под его редакцией подготовлен ряд трудов и учебных пособий по авиационной психологии, посвященных исследованию особенностей летного труда (Психология летного труда. М., 1948 (в соавт.); К истории отечественной авиационной психологии. Документы и материалы. (сост. и ред.). М., 1980; Авиационная психология. 1963). В послевоенные годы сферой его исследования становится психология труда (Вопросы психологии труда. 1962, 1970), психология личности, социальная психология. П. обосновал и читал курс "Психология труда" на факультете психологии МГУ (1949-1958). С 1960 г. П - сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем - Института психологии АН СССР, где он работал до последних дней своей жизни (1972-1984).

Области исследований: психология труда, социальная психология и психология личности, военная психология, авиационная психология, психология религии, медицинская психология, психологические аспекты профтехобразования. В работах П. значительное внимание уделяется рассмотрению методолого-теоретических оснований психологии, обоснованию и утверждению отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности, личностного опосредования психических явлений. С этих позиций им строится и исследуется вся система психологической науки (Система психологии и теория отражения. 1982; О системем психологии. 1972; Краткий словарь психологических понятий. 1981). Разрабатывая проблему личности, П. реализует структурно-генетический подход, рассматривая как ее структуру, так и взаимодействие разных ее компонентов в процессе развития. С позиций деятельностного подхода им и его учениками исследуются все важнейшие стороны психики человека: способности, характер, потребностно-мотивационная сфера. Личность определяется им как общепсихологическая категория, ибо она представляет собой одну из сторон человека, как носителя сознания. П. предлагает концепцию динамической функциональной структуры личности, интегрирующей в себе 4 ее процессуально-иерархические подструктуры с субординацией низших подструктур по отношению к высшим. В качестве основных подструктур им выделяются: направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. На все указанные иерархические уровни им "накладываются" два интегральные личностные образования - характер и с