Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/nurkova/nurkova2008c.pdf
Дата изменения: Wed May 4 15:52:56 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:37:24 2012
Кодировка: Windows-1251
ПЕРЕЖИВАНИЕ ВРЕМЕНИ ПРИ АКТУАЛИЗАЦИИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ОПЫТА: ДАТИРОВКА, ОЦЕНКА ДЛИТЕЛЬНОСТИ И ТЕМПОРАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ПРОШЛОГО В.В.Нуркова (Москва, Россия)

Память духа - условие существования времени А.Бергсон Присутствие времени в содержании автобиографической памяти человека неоднозначно и противоречиво. С одной стороны, в полном согласии с вынесенной в эпиграф мыслью А.Бергсона, автобиографическая память - это своеобразный субстрат психологического времени. Временное измерение, являющееся прерогативой человеческого сознания, складывается с опорой на эту форму памяти. Лишенный памяти об уникальном индивидуальном прошлом, человек существовал бы в постоянно неуловимо обновляющемся настоящем и не был бы способен осознавать себя как протяженного во времени тождественного самому себе субъекта. Время в автобиографической памяти обнаруживается в различных уровнях ее функционирования. Во-первых, это -- локализация единичных событий и групп событий (жизненных тем) на временной оси. Во-вторых, это -- целостная временная конфигурация автобиографии, проявляющаяся, в частности, в чередовании субъективно событийно 'плотных' и субъективно 'пустых' временных периодов. В-третьих, это ретроспективная оценка времени протекания изолированных событий прошлого. И, наконец, в качестве нового проблемного поля для исследования временного фактора в автобиографической памяти можно предложить
69


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

анализ явления 'жизненного обзора', наблюдающегося в экстремальных состояниях. Речь идет о том, что критической ситуации в сознании человека гештальтно воспроизводится целостный образ прожитой жизни. Причем объективно практически мгновенный процесс переживается как явление необычайной длительности. Способность датировать события прошлого и оценивать их продолжительность рассматривается рядом авторов в качестве центрального атрибута автобиографической памяти в целом. Например, Э.Тульвинг (оставим в стороне проблему неправомерного, на наш взгляд, объединения автобиографической и эпизодической памяти в его модели) пишет, что 'эпизодическая память получает и хранит информацию о датированных по времени эпизодах или событиях' (цит. по: Солсо, 1996). Э.Тульвинг тесно связывает феноменологию памяти и сознания (Tulving, 1985). Он предложил выделить два типа сознания: ноэтическое ('знающее' -- noetic) и автоноэтическое ('самосознающее' -- autonoetic). Ноэтическое сознание, по Э.Тульвингу, - это способность осознавать аспекты окружающего мира, которые не представлены восприятию в данный момент. Состояние ноэзиса нейтрально в темпоральном отношении. Автоноэтическое сознание отличается от ноэтического тем, что в нем присутствует временное измерение. Оно позволяет индивиду мысленно путешествовать по субъективной оси времени, полностью фокусировать свое внимание на прошлом, отвлекаясь от текущей ситуации. Несмотря на то, что, по нашему мнению, главным определяющим свойством автобиографической памяти, позволяющим выделять ее в достаточно самостоятельную психологическую структуру, является смысловой принцип организации (в отличие от принципа организации по значению в семантической памяти и хронологического принципа организации в эпизодической памяти), специфика оперирования временными отношениями в ней, безусловно, представляет значительный теоретический интерес (см. подробно:
70


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

Нуркова, 2006). Обращение к автобиографической памяти дает субъекту возможность переживания 'живого' времени, тогда как использование семантической информации оставляет время в статусе абстрактной категории. Само слово 'воспоминание' заключает в себе временную развертку, акцентируя процессуальность обращения к прошлому, тогда как слово 'знание' фиксирует нейтральное к времени владение фактами. 'Термин 'воспоминание' относится к глубоко личному переживанию прошлого - такому, в котором мы как будто воссоздаем прежние события и впечатления, 'оживляя' их во внутреннем плане. 'Воспоминание' влечет за собой мысленное 'путешествие во времени', близко затрагивающее ощущение собственного 'Я'. Термин 'знание' отсылает нас к другому способу переживания прошлого - такому, при котором мы осознаем имеющиеся у нас знания, но более безличным образом', -- пишут Гардинер и Ричардсон-Клавех (Gardiner, RichardsonKlavehn, 2000). Таким образом, именно автобиографической памяти человек обязан историчностью своей личности. В этом смысле автобиографическая память конституирует временной аспект сознания субъекта. С другой стороны, память призвана нарушить естественный процесс протекания времени, ее задача изменить статус прошлого, сделав его длящимся настоящим, то есть в пределе -- уничтожить время. Показательной иллюстрацией данного противоречия является признанный на сегодняшний день большинством исследователей взгляд, согласно которому, время как таковое не фиксируется в памяти, а является результатом применения реконструктивных стратегий разворачивающихся в акте воспоминания (Friedman, 1993, Thompson et al, 1996). Вильяим Фридмен предлагает удачную метафору процесса датировки события прошлого, сравнивая вспоминающего человека с археологом. Датировать определенный артефакт археолог может, опираясь на несколько источников информации.
71


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Во-первых, это может быть 'возраст' объекта, который, в свою очередь, может быть установлен несколькими способами. Во-вторых, специфические свойства самого объекта могут стать своеобразными свидетельствами для его датировки. И, в-третьих, объекты, обнаруженные ранее или позднее целевого, т.е. включение объекта в последовательность, могут помочь в идентификации. Согласно модели автора, датировка событий прошлого происходит аналогично. Например, 'возраст' воспоминания может быть выведен из оценки перцептивного 'качества' образа. Однако эмпирические данные позволяют усомниться в продуктивности данной стратегии датировки. Если утверждение о том, что большое количество доступных для воспроизведения деталей воспоминания связано с адекватной датировкой события (C.P.Thompson et al, 1988) кажется обоснованным, то симметричный эффект не наблюдается. В нашем исследовании было показано, что низкая оценка испытуемыми яркости и отчетливости образа памяти не коррелирует с атрибуцией события более давнему прошлому (Nourkova V.V., Yeremenko V.I., 2003). Кроме того, по данным Томпсона, не более 5% респондентов сообщили, что используют критерий четкости репрезентации воспоминания при датировке опыта. Анализ маркеров времени в образе воспоминания, например, прическа, фасон одежды, предметный контекст, являются другой стратегией извлечения информации о времени. И, наконец, суждение о времени может быть результатом реконструкции последовательности событий. Выстраивание логической событийной цепи в терминологии 'до этого и после этого' позволяет осознавать эпизоды прошлого в хронологической последовательности. Т.К.Ландауэр (T.K.Landauer, 1975) выдвинул гипотезу о том, что в долговременной памяти доминирует последовательное кодирование, при котором ячейки памяти заполняются по мере поступления информации, формируя временные ассоциации между содержаниями. Его гипотеза получила назва72


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

ние 'организации без организации', хотя на самом деле, безусловно, она подразумевает именно хронологический принцип кодирования. Правомерность распространения гипотезы Ландауэра на автобиографическую память поддерживает ряд фактов. Так, показано, что актуализация успешно датированного воспоминания значительно облегчает доступ к воспоминаниям о событиях, произошедших в близкий период времени (например, Linton M., 1986). В работе Уиттена и Леонарда (Whitten W.B., Leonard J.M., 1981) студентов просили вспомнить имена их школьных учителей. Было показано, что воспроизведение более эффективно в том случае, когда испытуемым задается линейная последовательность воспроизведения (например, 'с первого до выпускного класса' или наоборот), чем когда классы предлагаются в случайном порядке. Для обозначения данного феномена было введено понятие 'временного прайминга'. Конкретизируя позицию Фридмена, группа датских исследователей под руководством Чарльза Томпсона (C.P.Thompson, J.J.Skowronski, S.F.Larsen, A.L.Betz, 1996) выделили пять реконструктивных процедур временной локализации автобиографических событий, осуществляющихся в процессе воспоминания: Человек может получить временную ориентацию из содержания образа события. Например, снег в образе памяти свидетельствует о том, что дело было зимой, а яркие экзотические пейзажи говорят о путешествии в тропики, которое было предпринято лишь однажды и, следовательно, легко может быть датировано. Человек может обладать сведениями о группе или классе регулярно повторяющихся событий. Так, знание дня своего рождения или примерного расписания недели (бассейн -- по пятницам, водительские курсы -- по вторникам) помогают точно найти искомую дату. Временные границы крупных жизненных этапов дают возможность более грубого отнесения того или иного
73


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

события к определенному временному интервалу. "Во время учебы в старших классах", "во время службы в армии", "когда я работал за рубежом" -- типичные примеры границ такого рода. Многие события являются сопряженными звеньями целой цепи происшествий. Встреча с издателем перед публикацией книги, знакомство с родителями жениха перед свадьбой -- закономерные причинно связанные между собой ряды воспоминаний позволяют нам представлять течение жизни в правильном порядке. В психологическом плане индивидуальные события могут оказаться сцепленными с нейтральными, на первый взгляд, по отношению к их содержанию, однако четко датированными, фактами общественной жизни. В данном случае автобиографическая память функционирует с ориентацией на семантическую память. В недавнем масштабном кросскультурном исследовании Норманна Брауна (Brown et al, 2007) испытуемым из десяти стран предлагалось воспроизвести автобиографические события в ответ на ключевые слова и затем датировать их. Анализ ответов респондентов показал, что количество референций к историческим событиям при датировке варьировало от 0 до 24%. Причем самое широкое распространение подобной стратегии датировки наблюдалось в 'исторически напряженных' регионах, например в странах бывшей Югославии. Необходимо отметить, что порой можно наблюдать и обратную стратегию датировки событий, когда явления общественной жизни датируются с помощью автобиографических фактов. То, что применение различных стратегий датировки событий жизни представляет собой дополнительный механизм, 'надстраивающийся' над содержанием воспоминания, подтверждает выявленный в ходе исследований ряд устойчивых эффектов ошибочной датировки (Kurbat M.A., Shevell S.K. & Rips L.J., 1998, Нуркова В.В., Бернштейн Д.М., 2006).
74


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

'Циклический календарный эффект' (Thompson C.P., Skowronski J.J., Larsen S.F., Betz A.L., 1996) заключается в том, что культурно и естественно детерминированная метрика времени (недели, месяцы, годы) заставляет субъекта впадать в регулярную ошибку относительно точной даты события (помнить день недели - не помнить месяц, помнить время года - не помнить год и т.д.). При извлечении автобиографической информации обнаруживается и своеобразный 'краевой эффект'. Он заключается в том, что когда человека просят вспомнить события, относящиеся к какому-либо периоду, он воспроизводит максимальное количество событий из начала и конца заданного периода. М.Шам (M.Shum, 1998) выдвигает три гипотезы для объяснения этого феномена. 1) Гипотеза 'важности' связывает 'календарный эффект' с объективной значимостью начального и конечного этапов периодов жизни, заданных рамками социальных институтов. 2) Гипотеза 'временного прайминга' объясняет этот эффект актуализируемыми в эксперименте временными маркерами, что облегчает доступ к информации, расположенной в непосредственной близости к ним ('критический период' равный примерно трем неделям). При инструкции вспомнить 20 событий прошлого академического года студенты воспроизводили 0,54 события для каждого дня 'критического периода' и лишь 0,44 -- для остального временного промежутка. При этом область, к которой относились маркеры, существенным образом определяла содержание воспоминаний. 'Телескопический эффект' (Rubin D.C., Baddeley A.D., 1989) психологически удаляет или приближает события на субъективной оси времени. Согласно авторской интерпретации, телескопический эффект связан с разрушением следа памяти от времени, что близко гипотезе Фридмена о механизме определения 'возраста' воспоминания на основе оценки качества образа. По нашему мнению, в данном эффекте может быть усмотрено действие смыслового фак75


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

тора. Другими словами, события кажутся давними или недавними в зависимости от их личностной значимости. Человеку кажется, что важные для него события произошли недавно, а не слишком важные - давно. Безусловно, включенность временного фактора в формирование автобиографии не ограничивается установлением даты изолированных событий прошлого или даже составлением хронологической последовательности нескольких событий. Целостная картина прошлого субъекта так же структурируется относительно времени. Наиболее значимым во временной организации автобиографической памяти на макроуровне является 'эффект пика' воспоминаний. Согласно общим закономерностям работы памяти можно было бы ожидать, что давние события будут постепенно забываться, уступая место недавним. Долгое время предполагалось, что 'кривая забывания' в автобиографической памяти имеет форму, аналогичную классическому закону Эббингауза (1885). Однако субъективное существование нашего прошлого в масштабах жизни в целом, как выяснилось, не может быть описано с помощью монотонно угасающей функции. На самом деле, периоды субъективной 'пустоты', о которых у нас не остается ясных воспоминаний, и периоды субъективной 'заполненности', то есть времени, насыщенного воспоминаниями, сменяют друг друга. Эффект пика воспоминаний (reminiscence bump effect), заключающийся в том, что люди вспоминают непропорционально высокое количество автобиографических событий, относящихся к периоду 16 -28 лет, был впервые описан Д.Рубиным, С.Ветцлером и Р.Небисом в середине 80-х гг. (Rubin, Wetzler, a n d Nebes, 1986). Рубин и др. (1998), основываясь на результатах четырех лабораторий, составили подобные кривые для испытуемых разных возрастов (от 40 до 70 лет). Во всех случаях наблюдался ярко выраженный 'пик' воспоминаний.
76


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

Распределение количества воспоминаний вдоль оси времени складывается из трех независимых компонентов: 1) высокое количество воспоминаний о событиях, произошедших за несколько лет до опроса, что отражает 'оперативную' составляющую автобиографической памяти или, согласно нашей концепции, является результатом смешанной работы автобиографической и эпизодической подсистем; 2) низкое количество воспоминаний о раннем детстве, отражающее действие детской амнезии (известно, что люди обладают лишь фрагментарными воспоминаниями о времени, пока они не достигли примерно трехлетнего возраста); 3) 'пик воспоминаний', относящийся к периоду 16-28 лет. Последовавший за первыми публикациями всплеск интереса к феномену 'пика воспоминаний' обнаружил, что можно исключить оперативный компонент полученной кривой, если просить испытуемых вспомнить наиболее яркие и важные события прошлого; вспомнить события, которые они хотели бы включить в свои мемуары; или рассказать историю своей жизни в произвольной форме. Причем при названных модификациях инструкции процент воспоминаний, относящихся к периоду 'пика', повышался с 17% до 57%. В ряде исследований действие эффекта 'пика воспоминаний' было изучено косвенными методами. Например, книги, музыка и кинофильмы, с которыми люди ознакомились в возрасте 15-30 лет, оцениваются ими как наиболее приятные и незабываемые (Larsen, 2003). В настоящее время предложено несколько вариантов объяснения эффекта 'пика'. Наиболее продуктивны те, которые объясняют данный эффект как результат присвоения культурных жизненных сценариев или как артефакт формирования идентичности. В первом случае речь идет о разделяемых всеми членами культурной общности представлениях о типичном содержании и 'расписании' жизненных событий. Поскольку культурные жизненные сценарии присваиваются субъек77


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

том по мере социализации, с их помощью опосредствуется и отбор автобиографической информации на стадии запечатления, и преимущество при ее извлечении. В исследовании, проведенном Д.Рубином и Д.Бернтсен (Rubin, Bertsen, 2004) на датской выборке, испытуемых просили указать семь наиболее вероятных событий жизни человека, датировать их и оценить по критериям величины субъективной вероятности их присутствия в жизни и важности этих событий для испытуемого (по 7-балльной шкале). При сопоставлении полученных нами на российской выборке данных с данными Рубина и Бернтсен (Нуркова, Митина, Янченко, 2005) был обнаружен ряд различий. Так, например, максимальное по частоте упоминания событие 'рождение ребенка' назвали 90% датчан, отнеся его к возрасту 28 лет. В российской выборке данное событие было упомянуто только в 53 % случаев и отнесено к возрасту 25 лет. Максимальное по частоте упоминания событие для российской выборки 'вступление в брак' (63% опрошенных) было в среднем отнесено к возрасту 23 года. Следует отметить, что в российской выборке оно встречается реже, чем в датской, и его наступление связывается с более ранним возрастом (для датчан -- 75% и 27 лет). Российский культурный сценарий характеризуется тенденцией приписывания меньшей важности теме семейной жизни (6,17 против 5,87). В датской выборке присутствуют три события, не упомянутых в российской выборке: 'уход из дома', 'выход на пенсию', 'смерть родителей'. Безусловно, все эти события тематически близки друг другу, так как включают в себя аспект разрыва социальных и семейных связей. Российские испытуемые упоминают три события, которых нет в датской выборке: 'детский сад', 'выпускной вечер в школе', 'школьные годы'. Таким образом, в российском культурном сценарии жизни шире представлен конструкт 'детства', тематически и эмоционально противоположный конструкту 'утр аты и потери', присущему западноевропейскому
78


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

сценарию. Однако в обоих случаях непропорционально большое количество наиболее упоминаемых событий относится к периоду 'пика воспоминаний', то есть возрастному интервалу от 16 до 28 лет (соответственно 50% и 60% событий при теоретическом значении < 25% для равномерного распределения). Иными словами, конфигурация культурного сценария типичной жизни детерминирует предпочтительную фиксацию в памяти событий из периода юности и ранней зрелости. Обнаруженные факты позволяют говорить о культурном сценарии типичной жизни как о механизме, обеспечивающем форматирование распределения насыщенности воспоминаниями временной оси жизни. Однако механизм структурирования автобиографической информации, по нашим данным, не исчерпывается использованием культурного сценария. В особенности это касается уникальных, исключительно значимых для личности событий, которые не предписываются социальной нормой. Второй подход в интерпретации эффекта 'пика' связывает его с понятием идентичности. Исходя из понимания автобиографической памяти в качестве одного из главных ресурсов формирования и поддержания идентичности, можно предположить существование особого механизма сохранения высокой 'плотности' воспоминаний, адресованных юности, как периоду обретения человеком 'первой' самостоятельной идентичности. Для того чтобы продуктивно ответить на вопрос 'Кто я?', человеку необ-ходимо хранить в памяти не только саму систему самоописания, но и информацию о событиях, на которых это самоописание базируется. Соответственно, именно периоды осознанных личностных изменений являются наиболее доступными для воспоминаний. Подобная ситуация, характеризующаяся неустойчивой идентичностью, наиболее выражена в юности. Вследствие этого в исследованиях выявляется универсальный характер эффекта 'пика'. При статистической обработке, нивелирующей индивидуальные вариации, действие
79


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

культурного сценария проявляется в универсальности эффекта. Очевидно, что идентичность не достигается раз и навсегда. Аналогичный описанному выше способ работы автобиографической памяти может многократно наблюдаться на протяжении жизни человека в том случае, когда он сталкивается с ситуацией 'прерванной идентичности'. В подобных ситуациях возникает необходимость переопределения своей личности. Моменты 'прерванной идентичности' маркируются в автобиографической памяти как воспоминания о переломных событиях. После того, как подобное событие произошло, человеку приходится снова и снова отвечать на вопрос: "Какой я?", основываясь на обращении к воспоминаниям о событиях, связанных с периодом кардинальных личностных изменений. Необходимый в жизни каждого человека этап становления идентичности в юношеском возрасте сменяется глубоко индивидуальной конфигурацией уникальных переломных событий, которая и формирует неповторимую архитектуру автобиографической памяти личности. В нашем исследовании приняли участие 40 испытуемых, которым предлагалось изложить свою автобиографию, а затем описать переломные моменты их прошлого. Затем полученные ряды данных сопоставлялись между собой. В результате статистического анализа данных (оригинальная процедура была разработана О.В.Митиной) наряду с универсальным 'пиком воспоминаний' была выявлена и индивидуальная конфигурация участков временной оси прошлого, характеризующихся более высокой плотностью воспоминаний. Наиболее доступные для воспроизведения автобиографические воспоминания группировались вокруг воспоминаний о переломных событиях. Возрастание доступности воспоминаний из периодов, окружающих переломные события, носит степенной характер. Таким образом, эффект 'пика воспоминаний' в автобиографической памяти личности не является исключи80


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

тельно 'возрастным' универсальным феноменом. В его формирование вносит вклад не только универсальный фактор 'форматирования' воспоминаний о прошлом согласно культурным сценариям жизни, но и фактор индивидуальной конфигурации событий, пережитых в качестве переломных. Таким образом, время в целостной субъективной картине прошлого также представляет собой продукт реконструкции, зависящий от универсальных рамок, заданных культурой, и индивидуальных смысловых узлов автобиографии. Рассмотрим теперь особенности ретроспективной оценки времени протекания изолированных событий. Важно отметить, что не существует универсального направления данной оценки, например, тенденции переоценивать или недооценивать продолжительность эпизода. Обращение к различным типам автобиографических воспоминаний (фотографическим, важным, переломным) провоцирует различные временные трансформации (Безрогов, Кошелева, Мещеркина, Нуркова, 2001). Так относительно наиболее полно исследованного на сегодняшний день феномена автобиографической памяти - фотографического воспоминания (flashbulb memories) - богатого перцептивными деталями образа прошлого события -- в целом верно положение, высказанное Вильямом Джеймсом еще в 1890 г. в его классическом учебнике 'Принципы психологии': 'Время, наполненное разнообразными и интересными событиями, проходит быстрее, но кажется долгим, когда мы вспоминаем о нем... Незаполненное событиями время тянется долго, но оказывается коротким в ретроспекции'. Это значит, что субъективная оценка длительности представляет собой функцию интенсивности (с точки зрения сложности и объема) переработки информации. Полученные эмпирические данные относительно оценки времени протекания события, представленного субъекту в форме 'фотографического воспоминания', поддерживают гипотезу когнитивной нагрузки. Актуали81


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

зация воспоминания такого типа требует значительных когнитивных усилий при актуализации насыщенного деталями образа, что ведет к своеобразному 'расширению' его времени. В нашем исследовании (Нуркова, Бернштейн, Лофтус, 2003) были проанализированы воспоминания москвичей о террористических актах в Москве 1999 г. и в Нью-Йорке 2001г. Воспоминания об этих исторических событиях включали в себя все основные черты фотографических воспоминаний (яркую образность, переживание 'путешествия во времени', высокую эмоциональную насыщенность, ассоциированность с образом прошлого). Ошибка при оценке интервала времени между первым и вторым взрывами носила регулярный характер и в том случае, когда интервал измеряется в минутах (Нью-Йорк), и в том, когда он составляет дни (Москва). В обоих случаях наблюдалась переоценка длительности события. Описывая московские события, испытуемые считали, что в среднем период между двумя взрывами составил 126,7 часов (на самом деле -- 101 час). В случае атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке испытуемые оценивали период между тем моментом, когда первый самолет врезался в Северную башню и тараном Южной башни комплекса в 30,14 минут (на самом деле -- 18 мин.). Таким образом, переоценка составила 25,5% для взрывов в Москве и 67,4% для атаки на башни ВТЦ. Видимо, ошибки времени в данном случае свершаются в момент кодирования информации и именно поэтому обладают высокой устойчивостью. Так, можно было бы предположить, что постоянно повторявшаяся демонстрация в телевизионных программах краткого сюжета об атаке на ВТЦ в Нью-Йорке субъективно 'сожмет' время события, однако даже при таком воздействии СМИ оно оказывается непропорционально 'растянутым'. Интересно, что при сохранении общей тенденции к переоценке протяженности 'фотографического' воспомина82


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

ния порой наблюдаются необычные временные эффекты, подтверждающие отсутствие имманентного временного компонента в их организации. 'В одну единицу времени могут возникать, появляться, сосуществовать в памяти различные картины... в панорамической перспективе стоящие в неподдающейся анализу координации друг с другом. Десять или даже больше 'картин', 'снимков', 'диапозитивов', 'рисунков' могут в один и тот же отрезок времени (мгновение, секунду, минуту) составить контрапункт не слышимый, а видимый, зависящий от своих частей, зависимый от предыдущих видений в цепи. Части, его составляющие, то есть структуральная организация этого контрапункта образов, не зависят от давности, от отдаленности их от данной минуты. Эти части контрапункта статичны, в них ничего не происходит, они являются и сосуществуют, не во времени (как в музыке), но в перспективе (панораме): вот две огромные собаки бросаются на меня из темного чужого двора; вот пестрая курица с отрубленной головой в последний раз вздрагивает на залитом кровью пне; вот я кладу лицо в чьи-то худые, теплые руки и вытираю мокрые глаза его сухими тонкими пальцами; вот у окна поезда мелькает растерянное лицо, и я шепчу этому лицу: так тебе и надо! И все это не горизонтально или вертикально возникает в памяти, не разматывается катушкой, не рассыпается колодой карт, а одновременно слоями стоит в ней, не как музыкальный текст для отдельного голоса, а, скорее, как оркестровая партитура дирижерского экземпляра симфонической пьесы', -- пишет в своих мемуарах Н.Берберова (Берберова, с. 523). Ретроспективная оценка длительности важного события отличается по своим механизмам. Если в случае 'фотографического' воспоминания когнитивная нагрузка создается за счет перцептивной насыщенности образа памяти, то для важного воспоминания характерна нарративная форма существования. В отличие от непрерывности яркого события, важное событие может быть пре83


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

рывным, собираться и конструироваться из разнесенных во времени фрагментов ('континуальное' событие). В этом случае в качестве события выступает не дискретный момент, а то, что можно назвать событийным этапом жизни. Субъективно временные границы важного события прошлого не совпадают с объективными. Можно сказать, что они являются 'эластичными'. Для человека важное событие психологически длится до тех пор, пока с помощью разнообразных процессов интерпретации оно связывается с настоящим (актуальными потребностями и мотивами, миропониманием, жизненной ситуацией). Н.Бердяев пишет об этом: 'Я не отрицаю открывшегося мне в прошлом, не отрекаюсь от него, а -- или на время отодвигаю из поля моего сознания, или вижу в новом для меня свете. Поэтому ценное, заключающееся в прошлом, я могу пережить сейчас как вечное настоящее'. В связи со сказанным правомерно утверждать, что переживание длительности важного воспоминания является производной от его субъективной значимости. При этом может наблюдаться расхождение между знанием о длительности события и ощущением этой длительности. Обратное явление субъективного сокращения длительности события наблюдается при актуализации воспоминания о переломном событии прошлого. Переломное воспоминание - это особый тип воспоминаний о событиях, которые оцениваются человеком как критически важные и повлекшие за собой кардинальные личностные изменения. Структура воспоминания о переломном событии строится из содержательного сопоставления того, что было 'до' и 'после' этого события. В связи с этим ретроспективное время события вырождается в точку, т.е. перестает переживаться в качестве компонента воспоминания (Нуркова, 2000). Своего апогея эффект ретроспективной переоценки времени достигает в состоянии, которое до сих пор, в связи с очевидными методическими ограничениями, не стало
84


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

предметом рассмотрения психологов и может быть выражено формулировкой 'вся жизнь промелькнула перед глазами'. В критической ситуации, когда возникает угроза самому существованию человека, согласно данным, полученным по преимуществу из непсихологических источников, происходит мгновенное виртуальное 'проживание' жизненного пути как целостности. В 1992 году Д.Гэллап-младший провел анкетный опрос населения США, используя для этих целей международную организацию Гэллапа. По данным Гэллапа-младшего, феномен 'жизненного обзора' был пережит 32% из опрошенных 8 млн американцев, испытавших клиническую смерть. Руссел Нойес (Noyes R., and Kletti R., 1977) подверг анализу отчеты о переживаниях людей, соприкоснувшихся со смертью. По его данным, 'жизненный обзор' имеет форму 'панорамы воспоминаний', которые 'сменяют друг друга в быстрой последовательности' и 'охватывают все прошлое индивида'. Причем иногда такое развертывание картин направлено во времени от несчастного случая назад к детству, а иногда и наоборот, 'повторяя хронологическую последовательность событий'. Данный процесс обычно сопровождается положительными эмоциями. Изредка, по данным Нойеса, воспоминания принимают 'голографическую', а не 'векторную' форму, представая как части одного большого единого континуума. Нойс акцентирует тот факт, что ввиду того, что мысленный обзор жизни в стрессовой ситуации обычно проходит объективно за считанные секунды, субъективно человек теряет счет этому времени. Вопрос о составе феномена 'жизненного' обзора на сегодняшний день не исследован, но в предварительных работах можно встретить термин 'панорамных воспоминаний' (Lommel, 2006). Один из немногих источников, описывающих это явление, суммирует: 'умирающий пытается оценить свою жизнь и (некое существо) проводит его через мгновенные картины важнейших событий его жизни, происходящие перед его мысленным взором. Этот обзор
85


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

можно описать только в терминах воспоминаний, хотя некоторые черты отличают его от обычных воспоминаний. Эти воспоминания, когда их описывают в наших обычных временных выражениях, следуют быстро, одно за другим, в хронологическом порядке. Другие же совсем не ощущают никакой временной последовательности. Воспоминания были мгновенными, все картины прошлого одновременны, и человек мог охватить их все сразу, одним мысленным взором. И при их выразительности все, пережившие этот опыт, полагают, что этот обзор прошлого совершился буквально за одно мгновение' (Моуди, 1991, с. 36). Показательно, что появление феноменологии 'жизненного обзора' не связано жестко с реальной угрозой жизни субъекта, а возникает скорее в ответ на переживание подобной угрозы, что свидетельствует о его психологической, а не физиологической природе (Gabbard & Twemlow, 1991; Kellehear, 1996). По мнению ряда авторов (van Lommel P. et al, 2001, French, 2001), большинство отчетов о 'жизненном обзоре' можно отнести к ложным воспоминаниям. Так, более 10% респондентов, отрицавших наличие данного переживания непосредственно после выхода из клинической смерти, через два года утверждали, что имели его. Однако отнесение данного феномена скорее к сфере памяти, чем к сфере восприятия не снимает вопроса о его функциональной нагрузке. Функциональная роль данного состояния заключается, по-видимому, в интеграции личности. Возможно, что данный механизм закреплен на биологическом уровне для того, чтобы максимально сконцентрировать все ресурсы для преодоления кризиса (ведь именно по отчетам вернувшихся к жизни мы судим о его существовании). Отметим, что акт, продолжающийся объективно лишь доли секунды, создает субъективное впечатление необыкновенной (бесконечной) протяженности.
86


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

Таким образом, анализ проявления фактора времени в функционировании автобиографической памяти личности приводит нас к следующим выводам: 1. Автобиографическая память конституирует временной аспект человеческого сознания. 2. Временной фактор проявляется в функционировании автобиографической памяти на нескольких уровнях: на уровне оценки времени протекания событий прошлого; на уровне локализации на оси времени изолированных или тематически объединенных событий; на уровне целостной временной конфигурации автобиографии и на уровне одномоментного переживания прошлого как завершенной судьбы. 3. Установление временных характеристик пережитого опыта представляет собой реконструктивную процедуру, разворачивающуюся после актуализации содержания воспоминания. 4. Механизм датировки событий прошлого включает в себя адресацию к семантической системе знаний, включение события в тематически связанную последовательность и анализ феноменологических качеств образа воспоминания. 5. Метрика целостной картины прошлого так же представляет собой продукт реконструкции и зависит как от универсальных рамок жизненных сценариев, заданных культурой и интериоризируемых в процессе социализации, так и от индивидуальных смысловых узлов автобиографии. 6. Механизм оценки длительности событий прошлого различается для различных типов автобиографических воспоминаний ('фотографических', важных, переломных). 7. Тенденция к переоценке времени протекания событий, представленных субъекту в форме 'фотографических' воспоминаний, связана с высокой когнитивной нагрузкой при актуализации насыщенного перцептивными деталями образа.
87


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

8. Тенденция к переоценке времени протекания событий, представленных субъекту в форме важных воспоминаний, связана с нарративной формой существования воспоминаний данного типа, прерывным характером части важных воспоминаний и эластичностью временных границ, обусловленной актуальной значимостью опыта. 9. Отсутствие временного измерения при воспроизведении переломных воспоминаний определяется тем, что эпизодическая составляющая данного типа воспоминания свернута и не представлена сознанию. 10. Феномен 'жизненного обзора' является эффектом работы автобиографической памяти, в рамках которого наблюдается максимальное расхождение между временем протекания события (мгновенно) и его ретроспективной оценкой (ощущение бесконечности).

Литература Безрогов В.Г., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. Учеб.-метод. пособие. -- М.: Изд-во УРАО, 2001. Берберова Н.Н. Курсив мой. Автобиография. -- М., 1996. Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена жизни после смерти тела. -- Обнинск, 1991. Нуркова В.В. Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) // Психологический журнал. -- 2003. -- Т. 24, ? 1. -- С. 67-74. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. -- М., 2000. Нуркова В.В. Общая психология. Память: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. -- Т.3. -- М.: Академия, 2006. Нуркова В.В., Бернштейн Д.М. Корреспондентный подход в изучении памяти и проблема истинности воспоминаний // Труды кафедры общей психологии МГУ. -- М.: Смысл, 2006. -- С. 160-177
88


Переживание времени при актуализации...

В.В.Нуркова

Нуркова В.В., Митина О.В., Янченко Е.В. Автобиографическая память: 'Сгущения' в субъективной картине прошлого // Психологический журнал. -- 2005. -- ? 2. -- С. 22-32. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. -- М.: Тривола, 1996. Brown, Norman R., Lee Peter J., Krslak Mirna, Conrad Fredrick G., Hansen Tia, Havelka Jelena. Living in History: When (and Why) Historical Events Affect the Organization of Autobiographical Memory // Abstracts, SARMAC 2007 Biennial Meeting in Bates College, Lewiston, Maine, USA, July 25-29, 2007. French Christopher C. Dying to know the truth: visions of a dying brain, or false memories? // The Lancet. -- 2001. -- Vol. 358. December 15. Friedman William J. Memory for the Time of Past Events // Psychological Bulletin. -- 1993. -- Vol.113. -- No. 1. -- Р. 44-66. Gabbard G.O., & Twemlow S.W. (1991). Do `near-death experiences' occur only near death? // Revisited. Journal of Near-Death Studies, 10, 41-47. Gardiner J. M. & Richardson-Klavehn, A. Remembering and knowing // E. Tulving & Craik, F. I. M. (Ed.), The Oxford Handbook of Memory. -- New York: Oxford Univ. Press., 2000. Kellehear A. (1996). Experiences near death: Beyond medicine and religion. -- New York: Oxford University Press. Kurbat M.A., Shevell S.K. & Rips L.J. (1998). A year's memories: The calendar effect in autobiographical recall // Memory & Cognition. -- 26 (3). -- 532-552. Landauer T.K. (1975). Memory without organization: Properties of a model with random storage and undirected retrieval. Cognitive Psychology, 7, 495-531. Larsen S.F. Memorable book: Recall of reading and its personal context / (Eds.) M.S. MacNealy & R. Krus // Empirical approaches to literature and aesthetics (Advances in Discourse Processes, V.52). Norwood. -- NJ: Ablex, 2003. Linton M. (1986). Ways of searching and the contents of memory. In D. C. Rubin (Ed.), Autobiographical memory (pp. 51-67). -- New York: Cambridge University Press. Lommel P. van Near-Death Experience, Consciousness, and the Brain: A New Concept About the Continuity of Our Consciousness Based on Recent Scientific Research on Near-Death Experience in Survivors of Cardiac Arrest // World Futures, 62: 134-151, 2006.
89


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Lommel P. van, Wees R. van, Meyers V., Elfferich I. Near Death Experience in Survivors of Cardiac Arrest: A Prospective Study in the Netherlands // The Lancet. -- 2001. -- Vol.358, December 15. -- 2039-45. Nourkova V.V., Yeremenko V.I. Memories about childhood: are source monitoring judgements always based on the clarity of mental image? Abstracts, SARMAC 2003 Biennial Meeting in Aberdeen, Scotland, July 2-6, 2003, p.41. Noyes R., and Kletti R. (1977). Panoramic memory: A response to the threat of death, Omega, 8, 181-194. Rubin D.C., Schulking M.D. The distribution of autobiographical memories across the lifespane // Memory and Cognition. -- 1997. -- ? 25(6). Rubin D.C., Wetzler S.E., Nebes R.D. Autobiographical memory across the adult lifespan / (Eds.) Rubin D.C. // Autobiographical memory. -- Cambridge: Cambridge University Press, 1986. -- Р. 202-221. Rubin D.C., Baddeley A.D. (1989). Telescoping is not time compression: A model of the dating of autobiographical events // Memory &Cognition. -- 17. -- 653-661. Rubin D.C., Berntsen D., Cultural Life Scripts Structure Recall from Autobiographical Memory // Memory & Cognition. -- 2004. -- Vol.32, N3. -- Р. 427-442. Rubin D.C., Rahhal T.A., Poon L.W. (1998). Things learned in early adulthood are remembered best // Memory and Cognition, 26, 3-19. Shum M.S. (1998). The Role of Temporal Landmarks in Autobiographical Memory Processes. Psychological Bulletin, 124(3), 423-442. Thompson C.P., Skowronski J.J., Larsen S.F., Betz A.L. Autobiographical Memory: Remembering What and Remembering When. Lawerence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, New Jersey, 1996. Thompson C.P., Skowronski J. J., & Lee D. J. (1988). Telescoping in dating naturally ccurring events. Memory and Cognition, 16, 461-468. Tulving E. Memory and consciousness // Canadian Psychology. -- 1985. -- N 26. -- P. 1-12. Whitten W.B., & Leonard J.M. (1981). Directed search through autobiographical memory. Memory and Cognition, 9, 566-579.
90