 |
Леонтьев Алексей
Николаевич
(5.02.1903, Москва - 21.01.1979, там же) |
Психолог, действ. член АПН РСФСР (1950), доктор
педагогических наук (по психологии) (1940),
профессор (1932). В 1924 окончил ф.-т обществ. наук
Моск. ун.-та. В 1924-31 гг. вел научную и
преподавательскую работу в Москве (Ин.-т
психологии, Академия Коммунистического
Воспитания им. Н.К. Крупской), в 1931-1935 гг. - в
Харькове (Украинская Психоневрологическая
академия, Педагогический ин.-т). В 1936-1956 гг. - в
Ин.-те психологии АПН. В годы Великой
Отечественной войны - начальник
экпериментального госпиталя восстановления
движений под Свердловском. С 1941 - профессор МГУ, с
1950 - зав. кафедрой психологии, с 1966 - декан ф.-та
психологии МГУ. Академик-секретарь отделения
психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН
РСФСР.
Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским
и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел
цикл экспериментальных исследований,
раскрывающих механизм формирования высших
психических функций (произвольное внимание,
память) как процесс "вращивания",
интериоризации внешних форм орудийно
опосредованных действий во внутренние
психические процессы. Экспериментальные и
теоретические работы посвящены проблемам
развития психики (ее генезису, биологической
эволюции и общественно-историческому развитию,
развитию психики ребенка), проблемам инженерной
психологии, а также психологии восприятия,
мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию
деятельности - новое направление в
психологической науке. На основе предложенной Л.
схемы структуры деятельности изучался широкий
круг психических функций (восприятие, мышление,
память, внимание), производилось исследование
сознания и личности. Концепция деятельности Л.
получила развитие в различных отраслях
психологии (общей, детской, педагогической,
медицинской, социальной), в свою очередь
обогащавших ее новыми данными. Сформулированное
Л. положение о ведущей деятельности и ее
определяющем влиянии на развитие психики
ребенка послужило основанием для концепции
периодизации психического развития детей,
выдвинутое Д.Б. Элькониным.
Соч.: Избр. психологические произведения, т.1-2.-
М.,1983; Развитие памяти., М., 1931; Восстановление
движения. -М., 1945 (соавт.); Очерк развития психики. -
М.,1947; Психологическое развитие ребенка в
дошкольном возрасте // Вопросы психологии
ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1948; Ощущение,
восприятие и внимание детей младшего школьного
возраста // Очерки психологии детей (мл. шк.
возраст). - М.,1950; Умственное развитие ребенка. - М.,
1950; Психология человека и технический прогресс. -
М., 1962 (соавт.); Потребности, мотивы и эмоции. - М.,1973;
Деятельность.
Сознание. Личность. - М.,1977; Проблемы развития
психики. - М., 1981; Категория деятельности в
современной психологии// Вопр. психологии, 1979, ? 3;
Дискуссия о проблемах деятельности //
Деятельностный подход в психологии: проблемы и
перспективы. Под ред. В.В.Давыдова и др. - М.,1990
(соавт.).
Лит.: А.Н.Леонтьев и современная психология. - М.,
1983; К 90-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева //
Вестн. Моск. ун.-та. Сер.14. Психология, 1993, ? 2.
А.Н.Ждан. дек. 1997.
См. также: