Доктор психологических наук, профессор кафедры
общей психологии факультета психологии
Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Т.В. Корнилова родилась в 1954 году. В 1976 году
окончила с отличием факультет психологии МГУ и с
1976 по 1980 обучалась в аспирантуре по кафедре общей
психологии. Эти первые годы занятия научной
работой прошли под руководством проф. О.К. Тихомирова. В
1980 г. она успешно защитила кандидатскую
диссертацию по проблеме особенностей решения
мыслительных задач с использованием
компьютерных данных и в условиях общения с
другим человеком, в которой с позиций
культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
были обоснованы направления преобразования
мышления в новой исторической ситуации
(использования компьютерных средств). После
целевого распределения на кафедру общей
психологии она работала на ней с 1980 по 1990 г.
Проведенные в эти годы исследования мышления и
психологических последствий компьютеризации
были опубликованы в совместной с О.К. Тихомировым
монографии, а систематическая разработка
проектов нового общепсихологического
практикума - в многочисленных
учебно-методических пособиях (Общий практикум.
Психологический эксперимент. Вып. I-IY).
Завершающим для этого цикла стало учебное
пособие 'Экспериментальная психология.
Практикум.' (М.: Аспект Пресс, 2002; совместная
редакция с С.Д.
Смирновым). Тогда же Т.В. Корнилова разработала
новый общий теоретический курс
'Экспериментальный метод в психологических
исследованиях', который положен в основу первых
отечественных учебников по экспериментальной
психологии (Введение в психологический
эксперимент. М., 1997, 2001; Экспериментальная
психология. М., 2002) и сейчас читается ею студентам
факультета.
С 1990 г. по 2004 гг. Т.В. Корнилова работала на
кафедре педагогики, психологии и методики
преподавания в высшей школе; с 1994 г. - в должности
доцента, а с 2000г. - профессора. Основные ее
научные интересы в этот период нашли отражение в
спецкурсах 'Психологические методы в практике
высшей школы' (М., 2003) и 'Психология принятия
решений и психологические модели риска'.
Т.В. Корнилова впервые соединила проблематику
смысловой регуляции мышления и исследований
принятия решений (ПР) и стала развивать в
отечественной психологии общепсихологический
подход к пониманию регуляции ПР (термина, долгие
годы функционировавшего в контексте
инженерно-психологических работ).
На основе проведенных
теоретико-экспериментальных исследований
интеллектуальных стратегий человека при
принятии решений и их личностно-мотивационной
регуляции Т.В. Корниловой было разработано новое
научное направление - множественной и уровневой
психологической регуляции выбора человека в
условиях неопределенности. В докторской
диссертации "Психологическая регуляция
интеллектуальных решений", успешно защищенной
в 1999 г., она обосновала целостную психологическую
концепцию функционально-уровневой регуляции
принятия интеллектуальных решений, обосновав
принципы неопределенности, многоуровневости и
открытости в понимании регулятивных систем ПР и
критерий обратимости в качестве новых
характеристик психологической реальности
выбора. Ею развернуты исследования
интеллектуально-личностного потенциала
человека, предложены и апробированы ряд методик
его диагностики. Установлены связи личностных
особенностей (саморегуляции, мотивации,
когнитивных стилей, имплицитных теорий
интеллекта и личности) с особенностям