Интервью с выпускницей факультета
психологии МГУ
Екатериной Яшниковой о стажировке в Тринити
колледже
Екатерина Яшникова - выпускница
факультета психологии МГУ. Екатерина рассказала
про годы учебы в университете, про стажировку в
Тринити Колледже, а также о своем
профессиональном становлении.
Почему Вы решили поступать на факультет
психологии?
В свое время друзья мне говорили: 'Ты очень
хороший психолог и с тобой приятно общаться'. Я
не придавала этому особенного значения. Затем, в
девятом классе я поняла, что пора определяться с
выбором профессии и осознала, что мне интересны
все дисциплины, но нет ничего такого, что было бы
мне по-настоящему близко. В итоге я пришла к тому,
что люди - это то, что меня действительно
интересует: мне нравилось понимать, что у них в
мыслях, как они действуют, разбирать их проблемы
и помогать их решать. Меня также интересовали
люди с психическими отклонениями, хотелось
узнать, как они мыслят и видят этот мир. Тогда я
решила: психология - это для меня. Изначально я
думала, что знаний и силы воли мне не хватит для
поступления в МГУ, поэтому решила поступать в НИУ
ВШЭ, ходила туда на подготовительные курсы. Но
родители предложили все-таки попробовать
поступить в МГУ, ведь я шла на золотую медаль и
посещала в одиннадцатом классе много курсов и
репетиторов. В итоге все получилось, я поступила.
Помню, вначале родители были сильно против
психологии. Считали, что это опасно, что это
грозит помешательством, может навредить мне
самой. Но я поставила ультиматум: либо
психология, либо ничего. В итоге, я достаточно
счастлива, что сделала такой выбор.
Как формировались Ваши психологические
взгляды во время учебы?
Когда я поступила, был момент большого
разочарования. Я считала, что психология - это
нечто загадочное, но в том числе, что это точная
наука. Думала, есть какие-то секреты, которые тебе
преподносят в первый год обучения. Но когда я
пришла, поняла, что ничего не ясно. Даже у
психологии нет точного определения, то есть сам
предмет до конца не определяем. Меня это сильно
разочаровало. Но потом я начала изучать
различные подходы и поняла, что когда их много -
это тоже достаточно интересно. Можно их
использовать вместе, систематизировать. Таким
образом, мои психологические взгляды
формировались самостоятельно: до поступления я
читала разные книги по психологии, например А.А.
Леонтьева. Хотя популярная литература меня тоже
не обошла стороной. Потом мои взгляды
формировали преподаватели, особенно Андрей
Андреевич Пузырей. А уже когда я поступила на
кафедру клинической психологии, на меня сильно
повлиял Плужников Илья Валерьевич.
Чем Вы сейчас занимаетесь, над чем
работаете?
В данный момент я работаю в сфере исследований
восприятия, более конкретно восприятие лица при
шизофрении. Я хочу выделить, есть ли какие-то
особенности в восприятии при психических
заболеваниях, и как они связаны с мышлением.
Например, мне интересно, есть ли связь между
полизависимостью-полинезависимостью и
стратегией восприятия лица, как эмоционального,
так и лишенного эмоций. Но это не единственная
тема в психологии, которой я занимаюсь. Мне также
интересна психотерапия, психология
сексуальности, в том числе патопсихология
сексуальности, проективные методики (ими бы я
хотела заниматься вплотную).
Какие Ваши самые яркие воспоминания об учебе?
На первом курсе я занималась больше активной
студенческой жизнью: организовывала
мероприятия, участвовала в них. Тогда я была еще
старостой группы, видимо это и повлияло на меня.
Учебой тогда я занималась менее плотно. К
третьему курсу, поступив на кафедру клинической
психологии, я начала уделять больше времени
учебе, тогда же выбрала направление - психология
восприятия. Важную роль для меня сыграла
стажировка в Тринити колледже в Дублине, в
Ирландии.
Расскажите, как Вы попали на эту
стажировку?
Когда я поступала на факультет психологии,
обязательным предметом был иностранный язык. Я
думала долго, что выбрать, потому что английский
к тому моменту я уже знала почти в совершенстве.
Выбирала между японским языком и немецким. В
итоге начала учить немецкий. Учила достаточно
серьезно и начала им хорошо владеть. Мне
рекомендовали принять участие в конкурсе на
стажировку в Германии. И, начиная со второго
курса, я каждый год несколько раз в году (осенью и
весной) подавала заявку. Но каждый раз мне не
везло, потому что знаний все же не хватало, чтобы
учиться там. А в Германии, как известно, очень
серьезная школа восприятия, именно поэтому я
хотела туда поехать. К четвертому курсу я
потеряла надежду, но неожиданно от подруги
узнала о стажировке в Ирландии и решила рискнуть.
Я не была уверена, что стоить пробовать, так как
это могло принести большие затруднения на пятом
курсе. Но родители сказали, что нельзя упускать
такой шанс.
Я подала заявку, прошла отбор и собеседование
на английском языке. Конкурс был
общеуниверситетский, участвовали все факультеты
МГУ. Конкуренция была большая, но я не могу
сказать, что было страшно. Тогда я понимала уже,
что действительно хочу стажироваться.
Вы прошли по конкурсу, приехали в Ирландию.
Что было дальше?
Я столкнулась с проблемой жилья. Стажировка
хороша тем, что тебе полностью оплачивают
обучение и выдают стипендию, но жилье не
предоставляют. А жилье в Ирландии найти
проблематично, так как оно дорогое и всегда
пользуется спросом. Мне было достаточно сложно
найти квартиру. Поэтому лучше, если человек
заранее решит этот вопрос.
Тринити колледж не предлагает никакую
помощь в этом вопросе?
У них есть служба, которая этим занимается. Если
очень туго, там работает такая система: берут
несколько студентов и селят вместе. В одном доме
3-5 человек делят, например, одну комнату. Но мне
хотелось жить одной - это удобней и приятнее,
особенно человеку, нацеленному на учебу. Поэтому,
в итоге я сама нашла жилье. Но поддержка со
стороны, конечно, есть.
В колледже нас встречал ректор и говорил
торжественные слова. Был вечер знакомств и
фуршет.
Также в первый день проходила клубная ярмарка.
Там было более 100 клубов на разные темы: спорт,
искусство, техника, наука, языки. Если ты не
состоишь ни в каком клубе, это считается
довольно-таки странным.
Я вступила в несколько клубов: психология,
танцы, клуб гурманов, клуб любителей кино.
У клубов есть членские карты, и в некоторых
заведениях можно получать по ним скидки.
Существует и клуб для студентов из других стран.
Также в Тринити-колледже есть спортивный центр,
который студенты могут посещать в любое время
совершенно бесплатно (йога, скалолазание,
бассейн, тренажеры и многое другое).
Расскажите об учебном процессе и о самом
колледже.
Первое, на что я обратила внимание, как
университет оборудован для инвалидов. Там есть
специальные лифты, лестницы, въезды. Мне
показалось это большим плюсом, хотя я не отношусь
к данной группе студентов. Ведь важно, чтобы
каждый человек, независимо от его возможностей и
способностей, мог обучаться без проблем. Второе,
на что я обратила внимание, оборудование залов. У
них все устроено совершенно по-другому.
Аудитории похожи больше на концертные залы, у
каждого студента отдельный стол, это достаточно
удобно с точки зрения эргономики. Там все
совершенно правильно распределено.
Учеба там очень интересная. Программы сильно
отличаются от наших. Ты сам выбираешь модули,
предметы. Есть минус - некоторые предметы идут в
одно и то же время, и тебе приходится выбирать
между 'медицинской психологией', например, и
'дебатами в детской психологии'.
Ты набираешь себе модули, которые длятся всего
45 минут, как школьные уроки. В неделю выходит
где-то по 3-4 занятия в день, у кого-то больше или
меньше.
Занятия проходят в форме интерактивного урока.
В основном показываются презентации,
рассказывается небольшая содержательная лекция.
А дальше ты должен сам искать информацию в
учебниках, книгах, научных статьях. Я так поняла,
что европейское образование заточено на
самообучение, собственную мотивацию к получению
знаний. Тебе лишь раскрывают аспекты проблемы,
направляют. Ты можешь задать вопросы профессору,
все преподаватели в колледже идут на контакт и с
радостью помогают студентам.
На территории колледжа располагается огромная
библиотека, славящаяся в Ирландии своей
обширностью. Пять этажей с книжными полками,
которые находятся в свободном доступе. Ты можешь
просто подойти и взять книгу, на которой есть
штрих-код. Штрих-код сканируют и информируют, до
какого срока книгу можно взять. У каждого
студента есть пластиковая карточка. Она является
и студенческим билетом, и читательским билетом, и
проездным - всем. Очень удобная система. Если ты
теряешь карточку, ее сразу блокируют и делают
новую. Также в интернете на сайте
Тринити-колледжа ты можешь продлить книгу, если,
например, заболел и не имеешь возможности прийти
в библиотеку. Сама библиотека очень хорошо
оборудована. Столы, диваны, wi-fi. Рядом кафе, где
очень вкусно кормят.
В самом Тринити-колледже есть бесплатное для
студентов интернет-кафе, которое работает
кроглостуточно.
Само собой, во время учебы ты выполняешь
домашние задания, пишешь контрольные работы.
Чаще всего это эссе, в которых тебе нужно
изложить свой взгляд на изучаемую проблему. В
конце каждого модуля требуется сдать курсовую
работу. Я писала шесть курсовых работ.
Образование там совершенно иное, и оно поменяло
мое отношение к учебе. Например, различные
лаборатории также находятся в свободном доступе.
С работниками лабораторий можно без труда
взаимодействовать и даже проводить собственные
исследования, правда, при условии, что ты учишься
больше года.
Стажировка принесла мне огромный опыт в
различных сферах. Конечно же, во-первых, это
развитие моего владения английским языком. Я
познакомилась с культурой Ирландии, с новыми
людьми из других стран. Во-вторых, я узнала много
нового из тех областей психологии, которые по
какой-то причине практически не изучаются у нас
на Родине. Например, в русле возрастной
психологии на Западе сейчас довольно популярна
такая тема, как 'воображаемые друзья'.
Проводится множество исследований. У нас же -
ничего. По восприятию лица я также нашла
достаточно статей, в том числе несколько - по
восприятию лица при шизофрении. В России же
данная проблема еще пока недостаточно изучена.
Сколько длилась Ваша стажировка?
Три месяца, хотя казалось, что намного дольше.
Если бы была возможность поехать на год, я бы
поехала с большим удовольствием.
Каким Вы видите свое дальнейшее развитие?
Я выпускница, и настала трудная пора поиска
работы. Конечно, мне хочется найти работу по
специальности. Для себя я вижу три желанные
альтернативы: психолог-консультант
(психотерапевт), психолог, проводящий различные
тренинги, ну, и наконец, психолог, работающий в
клинике. Это три серьезных направления, в которых
мне было бы интересно работать. Также сейчас я
раздумываю о том, чтобы поступить в аспирантуру.
Тем не менее, психология - не единственное, что
меня привлекает в жизни. В будущем мне хотелось
бы получить второе высшее образование, в сфере
архитектуры или режиссуры.
Что бы Вы пожелали студентам и выпускникам
факультета психологии?
Студентам-первокурсникам я бы пожелала брать
все, что только можно, от студенческой жизни. Во
всем надо участвовать, иначе потом можно
пожалеть, что этого не делали. Относиться
внимательно к выбору специализации, научному
руководителю. Изучать языки. Если ты психолог,
знающий много языков, перед тобой будет больше
возможностей в будущем. Выпускникам я могу
пожелать найти работу по специальности,
самореализоваться. Ну и просто - хочется пожелать
всем достижения поставленных целей и успеха!