Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/gabai.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:28:38 2016
Кодировка: Windows-1251
Габай Татьяна Васильевна
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Габай Татьяна Васильевна

Габай Татьяна Васильевна

(1939-18.01.2015)

Доктор психологических наук. Профессор кафедры педагогики и педагогической психологии. Родилась в 1939 году. В 1964 году закончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова отделение психологии по специальности 'Психолог. Преподаватель психологии'.

В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогической и возрастной психологии. Тема кандидатской диссертации: 'Особенности усвоения при реализации бихевиористических принципов программированного обучения'.  С 1976 член Общества психологов СССР.

В 2001 году защитила докторскую диссертацию по педагогической психологии, психологическим наукам на тему 'Общая структура учебной деятельности'. С 2003 - член Российского психологического общества.

Также являлась:

  • членом Комиссии по научно-технической экспертизе технических средств контроля и обучения, применяемых в высших учебных заведениях (Минвуз СССР),
  • членом Научно-методического совета по техническим средствам обучения (Минвуз СССР),

Читала курс лекций "Педагогическая психология" на факультете психологии, а так же лекции по психологии обучения на других факультетах; проводила спецкурсы 'Структура учебной деятельности', с одноименным спецпрактикумом 'Деятельностный подход в педагогической психологии' в Московском университете.

Направления научной деятельности

Развивала идеи деятельностного подхода при анализе усвоения социального опыта у человека. Исследовала фундаментальные проблемы педагогической психологии, связанные с выявлением нормативного состава и структуры учебной деятельности. Т.В. Габай разработана общая модель структуры учебной деятельности, которая означает внесение существенных уточнений в концептуальный аппарат деятельностной теории усвоения социального опыта.

Это позволило найти решение ряда проблем: конкретизации содержания педагогического принципа доступности, совершенствования лекционной формы обучения, предотвращения коммуникативных барьеров при изучении иностранных языков, выявления психолого-педагогических условий актуализации умений и др.; открываются широкие возможности для дальнейших исследований в педагогической психологии и педагогике.

Дополнительным продуктом явилась детализация модели структуры человеческой деятельности вообще. Выступив в качестве методологического средства для построения общей модели учебной деятельности, она имеет и самостоятельное значение в плане совершенствования психологической теории деятельности. Уточнение и обогащение понятийного аппарата этой теории способствует выявлению, более строгому формулированию и решению проблем при конкретно-психологических исследованиях.

Область научных интересов

Структура человеческой деятельности; структура учебной деятельности. Начало научно-исследовательской работы связано с теоретико-экспериментальным изучением особенностей усвоения опыта при использовании принципов обучения, вытекающих из бихевиористской теории учения; было получено косвенное подтверждение продуктивности альтернативного, деятельностного подхода (канд. диссертация). Исследовала возможности деятельностной теории усвоения опыта при решении проблем оснащения учебного процесса техническими средствами. Сформулировала теоретико-методологические принципы создания и применения обучающей техники и разработала психолого-педагогические требования к характеристикам обучающей техники и режимам ее использования. В последние годы исследует проблемы, связанные с выявлением нормативного состава и структуры человеческой деятельности вообще и учебной деятельности в частности. Разработанная общая модель структуры учебной деятельности позволила внести уточнения в концептуальный аппарат деятельностной теории усвоения социального опыта и открыла новые возможности при решении ряда теоретических и прикладных проблем психологии и педагогики.

Награды

  1. Медаль 'ветеран труда',
  2. Медаль память 850-летия Москвы'.
  3. Почетная грамота (24 сент. 1982 г., зам. Министра высшего и среднего специального образования СССР Н.С. Егоров) - за активное участие в работе выше указанной Комиссии.
  4. Премия Минвуза СССР - за участие в разработке автоматизированной обучающей системы (совместно с факультетом ВМК МГУ).
  5. Поощрительный диплом Всесоюзного конкурса Общества "Знание" на лучшие произведения научно-популярной литературы (за брошюру "Пути и возможности автоматизации учебного процесса", М., "Знание", 1977 г. совм. с Н.Ф. Талызиной) - 1978 г.
  6. Грант от Фонда Дж. Сороса (1994-1995 гг.).
  7. Почетная грамота факультета психологии МГУ за достижение высоких показателей в труде и успешное выполнение социалистических обязательств и в связи с 225-летием Московского университета.
  8. Благодарственные грамоты:
    • от Правления организации общества "Знание" МГУ за активную лекционную пропаганду среди трудящихся г. Москвы - 1976 г.
    • от Правления Московской городской организации общества "Знание" за активное участие в лекционной пропаганде знаний среди трудящихся г. Москвы - 1977 г.
    • от Правления Ленинской районной организации Московской городской организации общества "Знание" РСФСР за активное участие в лекционной пропаганде среди трудящихся г. Москвы - 1982 г.

Основные публикации

  • "Пути и возможности автоматизации учебного процесса" (совм. с Н.Ф. Талызиной). М.: "Знание", 1977 (брошюра);
  • "Учебная деятельность и ее средства" М.: МГУ, 1988;
  • "Педагогическая психология" М.: МГУ, 1995 (учебное пособие);
  • "Педагогическая психология" М.: "Академия", 2003 (учебное пособие);
  • "Педагогическая психология" М.: "Академия", 2005 (учебное пособие, 2-е изд., испр.);
  • "Педагогическая психология" М.: "Академия", 2006 (учебное пособие, 3-е изд.).

См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский