|
Леонтьев Алексей Алексеевич
(14.01.1936 - 12.08.2004)
|
Родился в 1936 г. (14.01.) в г. Москве, ведущий
специалист в области психолингвистики. Окончил
филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
(1958) по специальности: филолог, преподаватель
немецкого языка. После успешного окончания
аспирантуры в течение многих лет работал на
кафедре методики преподавания иностранных
языков факультета иностранных языков
Московского педагогического государственного
университета им. В.И.Ленина и одновременно -
преподавателем по кафедре общей психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова (с 1966). Кандидат филологических
наук (с 1966), доктор филологических наук (с 1968),
доктор психологических наук (с 1975), профессор (с
1976). Профессор кафедры психологии личности
факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (с
1998). Л. - действительный член Российской академии
образования (с 1992); член Бюро Отделения
психологии и возрастной физиологии РАО (с 1993);
генеральный секретарь Международной ассоциации
коллективного содействия изучению языков (с 1990);
почетный президент Психолингвистического
общества им. Л.С. Выготского (с 1991); член
Международной ассоциации прикладной
психолингвистики; член Международной ассоциации
межкультурной коммуникации; председатель
Специализированного совета при факультете
иностранных языков МПГУ; член
Специализированного совета при Институте
русского языка им. А.С. Пушкина; председатель
Экспертного Совета по языковой политике в
учреждениях образования при Министерстве
образования РФ; член ряда других советов,
редколлегий международных и российских
журналов.
Области научных исследований: общая психология
и психология речи; психология общения и речевого
воздействия; психолингвистика; психология
методика преподавания иностранных языков; общее
языкознание; история языкознания; русский язык;
папуасские языки; языковая политика в
образовании; народы и языки России. Тема
кандидатской диссертации
"Общелингвистические взгляды И.А.Бодуэна де
Куртенэ". Тема докторской диссертации по
филологии "Теоретические проблемы
психолингвистического моделирования речевой
деятельности". Тема докторской диссертации по
психологии "Психология речевого общения".
Л. являлся основоположником и организатором
психолингвистических исследований в бывшем
СССР, автором важнейших теоретических трудов в
этой области ("теория речевой
деятельности"), разработал наиболее известную
теорию речепорождения. Автор одной из первых в
стране монографий по психологии общения, первой
книжной обобщающей публикации по папуасским
языкам, первого научного описания языка ток
писин. Наряду с В.А. Кан-Каликом, создатель
направления "педагогическое общение" в
нашей дидактике и самого этого термина.
Первопубликатор трудов И.А. Бодуэна де Куртенэ,
Е.Д.Поливанова, Л.П.Якубинского, ряда работ Л.С.
Выготского и А.Н.Леонтьева.
Для психологов в разных вузах читал курсы
"Психолингвистика", "Психология общения в
больших системах" и др. Подготовил более 60
кандидатов наук, из них более 10 защитили
докторские диссертации.
Общее число опубликованных работ превышает 500.
Основные труды:
- Слово в речевой деятельности. 1965;
- Психолингвистика. М.,1967;
- Психолингвистические единицы и порождение
речевого высказывания. М., 1969;
- Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969;
- Папуасские языки. 1974;
- Психология общения. М., 1974;
- Речь в криминалистике и судебной психологии (в
соавт.). 1977;
- Педагогическое общение. 1979;
- Язык ток писин. (в соавт.). 1981;
- Путешествие по карте языков мира. 1-е изд. 1981, 2-е
изд. 1990.;
Соавтор ряда пособий по общей и социальной
психологии, программ учебных курсов.
См. также: