Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/educat/dnevn/special/speraz.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:58:24 2016
Кодировка: Windows-1251
Специализация "Психология развития"
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Специализация "Психология развития и возрастная психология"


Руководитель - зав. кафедрой возрастной психологии, профессор, доктор психологических наук, Андрей Ильич Подольский.


Психология развития - отрасль психологии, изучающая основные закономерности психического развития человека в онтогенезе, качественное своеобразие личности, сознания и деятельности в различные возрастные периоды. Основные разделы психологии развития включают 'Детскую психологию', изучающую психологические особенности младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, 'Психологию подросткового и юношеского возраста', 'Психологию зрелости' и 'Геронтопсихологию'.

На современном этапе развития науки наиболее разработанными являются детская, подростковая и юношеская психология, что обусловлено особым значением ранних стадий онтогенеза в развитии личности и фундаментальностью происходящих качественных преобразований.

В последние годы начато также интенсивное изучение проблем старения и старости, развития личности в зрелом возрасте, что позволило подвергнуть сомнению прежние представления о зрелости как 'психической окаменелости', а о старости как преимущественно регрессивном развитии, показать сложность и многообразие развития в зрелых возрастах.

В психологии развития представлены практически все психологические проблемы, однако, специфику их рассмотрения составляет то, что эти проблемы рассматриваются в аспекте генезиса, развития и формирования, анализу подвергаются условия и механизмы становления личности и познавательных процессов.

Важнейшими теоретическими задачами психологии развития являются задачи изучения основных закономерностей и детерминант психического развития, построения научно-обоснованной периодизации развития, исследования роли обучения в развитии.

Главной целью практической возрастной психологии являются контроль за ходом психического развития ребенка, диагностика и коррекция нарушений и отклонений в развитии, оптимизация процессов обучения и развития.

Специализацию 'психологии развития' обеспечивает кафедра возрастной психологии. Кафедра возрастной (первоначально детской) психологии была открыта и организована в 1971 году. С момента создания и до 1983 года ее возглавлял заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Петр Яковлевич Гальперин, идеи и работы которого получили мировую известность.

Основными задачами являются общая и специальная подготовка высококвалифицированных психологов в области теории и практики психологии развития, разработка фундаментальных и научно-прикладных вопросов формирования и развития психической деятельности, становления человеческой личности на разных этапах онтогенеза. В последнее время большое внимание уделяется вопросам внедрения научных разработок в практику обучения и воспитания в семье, дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, профессиональной подготовке специалистов.

Существенным условием поддержания высокого уровня педагогической и научной работы кафедры является сотрудничество с университетами и научно-исследовательскими организациями зарубежных стран. Развиваются взаимные профессиональные связи с ведущими центрами исследований в области психологии развития Финляндии, Германии, Великобритании, США, Голландии, Бельгии, Венгрии, Кубы, Чехии, Словакии.

На возрастной кафедре проводится подготовка специалистов по психологии развития, ведущих педагогическую, научно-исследовательскую и научно-практическую работу по психологическим аспектам организации дошкольного, школьного, вузовского и профессионально-технического образования и воспитания.

В области научно-практической работы специалист подготовлен для решения задач возрастно-психологического консультирования, включая диагностику уровня развития личности и умственного развития детей и подростков и коррекцию психического развития ребенка. Консультативная работа проводится как с родителями, так и с работниками дошкольных, школьных и учебных заведений по вопросам обучения и развития.

Специалисты, подготовленные кафедрой возрастной психологии, работают в научно-исследовательских учреждениях, в высших и средних специальных учебных заведениях, в учебных центрах по подготовке специалистов на производстве, в центрах занятости населения, в государственных и частных школах и детских садах, в психологических и семейных консультациях, а также в различных центрах по работе с детьми, подростками, молодежью.

Дисциплины специализации 'Психология развития':

  • Введение в психологию развития
  • Актуальные проблемы современной психологии развития
  • Активные методы профориентации
  • Детско-родительское взаимодействие в период пре- и перинатального развития
  • Диагностика и коррекция родительско-детских отношений
  • Диагностика и коррекция познавательного развития школьника
  • Коррекция психического развития ребенка
  • Методика проведения группы личностного роста для подростков
  • Методы психологического обследования ребенка в психологическом консультировании
  • Нейропсихологические основы коррекционно-развивающего обучения
  • Основы возрастно-психологического консультирования
  • Основы геронтопсихологии
  • Особенности психического развития человека в подростковом и зрелом возрастах
  • Психологическая готовность к школе
  • Психологические основы оптимизации учебной и профессиональной деятельности
  • Психологические основы программ развивающего обучения в дошкольном образовании
  • Психология развития и педагогическое проектирование
  • Психология семейных отношений
  • Психопатология развития
  • Развитие и обучение одаренных детей
  • Роль общения в психическом развитии ребенка
  • Теоретические и методологические проблемы психологии развития
  • Теория и практика профессионального самоопределения
  • Теория планомерно-поэтапного формирования человеческой деятельности П.Я.Гальперина
  • Факторы риска в психическом развитии ребенка
  • Функциональное развитие умственной деятельности человека
  • Спецпрактикумы

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский