Специализация "Психология развития
и возрастная психология"
Руководитель - зав. кафедрой возрастной
психологии, профессор, доктор психологических
наук, Андрей Ильич
Подольский.
Психология развития - отрасль психологии,
изучающая основные закономерности психического
развития человека в онтогенезе, качественное
своеобразие личности, сознания и деятельности в
различные возрастные периоды. Основные разделы
психологии развития включают 'Детскую
психологию', изучающую психологические
особенности младенческого, раннего, дошкольного
и младшего школьного возраста, 'Психологию
подросткового и юношеского возраста',
'Психологию зрелости' и 'Геронтопсихологию'.
На современном этапе развития науки наиболее
разработанными являются детская, подростковая и
юношеская психология, что обусловлено особым
значением ранних стадий онтогенеза в развитии
личности и фундаментальностью происходящих
качественных преобразований.
В последние годы начато также интенсивное
изучение проблем старения и старости, развития
личности в зрелом возрасте, что позволило
подвергнуть сомнению прежние представления о
зрелости как 'психической окаменелости', а о
старости как преимущественно регрессивном
развитии, показать сложность и многообразие
развития в зрелых возрастах.
В психологии развития представлены
практически все психологические проблемы,
однако, специфику их рассмотрения составляет то,
что эти проблемы рассматриваются в аспекте
генезиса, развития и формирования, анализу
подвергаются условия и механизмы становления
личности и познавательных процессов.
Важнейшими теоретическими задачами психологии
развития являются задачи изучения основных
закономерностей и детерминант психического
развития, построения научно-обоснованной
периодизации развития, исследования роли
обучения в развитии.
Главной целью практической возрастной
психологии являются контроль за ходом
психического развития ребенка, диагностика и
коррекция нарушений и отклонений в развитии,
оптимизация процессов обучения и развития.
Специализацию 'психологии развития'
обеспечивает кафедра возрастной психологии.
Кафедра возрастной (первоначально детской)
психологии была открыта и организована в 1971 году.
С момента создания и до 1983 года ее возглавлял
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
профессор Петр Яковлевич Гальперин, идеи и
работы которого получили мировую известность.
Основными задачами являются общая и
специальная подготовка высококвалифицированных
психологов в области теории и практики
психологии развития, разработка фундаментальных
и научно-прикладных вопросов формирования и
развития психической деятельности, становления
человеческой личности на разных этапах
онтогенеза. В последнее время большое внимание
уделяется вопросам внедрения научных разработок
в практику обучения и воспитания в семье,
дошкольных учреждениях, начальной и средней
школе, профессиональной подготовке
специалистов.
Существенным условием поддержания высокого
уровня педагогической и научной работы кафедры
является сотрудничество с университетами и
научно-исследовательскими организациями
зарубежных стран. Развиваются взаимные
профессиональные связи с ведущими центрами
исследований в области психологии развития
Финляндии, Германии, Великобритании, США,
Голландии, Бельгии, Венгрии, Кубы, Чехии,
Словакии.
На возрастной кафедре проводится подготовка
специалистов по психологии развития, ведущих
педагогическую, научно-исследовательскую и
научно-практическую работу по психологическим
аспектам организации дошкольного, школьного,
вузовского и профессионально-технического
образования и воспитания.
В области научно-практической работы
специалист подготовлен для решения задач
возрастно-психологического консультирования,
включая диагностику уровня развития личности и
умственного развития детей и подростков и
коррекцию психического развития ребенка.
Консультативная работа проводится как с
родителями, так и с работниками дошкольных,
школьных и учебных заведений по вопросам
обучения и развития.
Специалисты, подготовленные кафедрой
возрастной психологии, работают в
научно-исследовательских учреждениях, в высших и
средних специальных учебных заведениях, в
учебных центрах по подготовке специалистов на
производстве, в центрах занятости населения, в
государственных и частных школах и детских
садах, в психологических и семейных
консультациях, а также в различных центрах по
работе с детьми, подростками, молодежью.
Дисциплины специализации 'Психология
развития':
- Введение в психологию развития
- Актуальные проблемы современной психологии
развития
- Активные методы профориентации
- Детско-родительское взаимодействие в период
пре- и перинатального развития
- Диагностика и коррекция родительско-детских
отношений
- Диагностика и коррекция познавательного
развития школьника
- Коррекция психического развития ребенка
- Методика проведения группы личностного роста
для подростков
- Методы психологического обследования ребенка в
психологическом консультировании
- Нейропсихологические основы
коррекционно-развивающего обучения
- Основы возрастно-психологического
консультирования
- Основы геронтопсихологии
- Особенности психического развития человека в
подростковом и зрелом возрастах
- Психологическая готовность к школе
- Психологические основы оптимизации учебной и
профессиональной деятельности
- Психологические основы программ развивающего
обучения в дошкольном образовании
- Психология развития и педагогическое
проектирование
- Психология семейных отношений
- Психопатология развития
- Развитие и обучение одаренных детей
- Роль общения в психическом развитии ребенка
- Теоретические и методологические проблемы
психологии развития
- Теория и практика профессионального
самоопределения
- Теория планомерно-поэтапного формирования
человеческой деятельности П.Я.Гальперина
- Факторы риска в психическом развитии ребенка
- Функциональное развитие умственной
деятельности человека
- Спецпрактикумы