Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/educat/dnevn/special/spefiz.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:58:00 2016
Кодировка: Windows-1251
Специализация "Психофизиология"
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Специализация "Психофизиология"


Руководитель - заведующий кафедрой психофизиологии, профессор, доктор психологических наук
Черноризов Александр Михайлович

Психофизиология как самостоятельная наука изучает физиологические механизмы субъективных явлений, известных как ощущение, восприятие, воображение, мышление, эмоции, чувства, настроения, мотивы намерения, память, речь, процесс обучения, произвольная регуляция действий.

Вершиной, к которой стремится психофизиология, является изучение механизмов сознания. На пути к этой вершине необходимо дифференцировать разные уровни функционального состояния от активного бодрствования до глубокого сна. Все указанные процессы изменяются с возрастом, а некоторые их устойчивые характеристики наследственно детерминированы.

Эти специфические сочетания свойств образуют то, что принято называть индивидуальностью. Отсюда вытекает необходимость создания психофизиологической классификации индивидуальных различий - дифференциальной психофизиологии.

Как подступиться к этому сложнейшему сочетанию психологических, физиологических и молекулярно-генетических факторов? Прежде всего, необходимо выбрать такую стратегию исследования, которая бы с самого начала открывала путь для системного междисциплинарного подхода, непрерывного развития и совершенствования психофизиологических знаний.

В качестве такой стратегии психофизиологического исследования полагается парадигма 'человек - нейрон - модель'. В этой формуле в сокращенном виде выражен основной принцип психофизиологического исследования. Оно начинается с количественного изучения определенного психологического явления и заключается в получении речевых или произвольных двигательных реакций в ответ на сигналы, подобранные в соответствии с задачей. Затем, используя тот же набор стимулов, в клинических условиях и целях диагностики и лечения пациента исследуются реакции отдельных нервных клеток, принимающих участие в переработке данной стимульной информации. В связи с ограниченностью клинических исследований, изучение нервных клеток реализуется в опытах на животных. Непосредственные наблюдения за работой нервных клеток с помощью микроэлектродов дополняется методами косвенной регистрации активности нейронов путем электроэнцефалографической регистрации вызванных потенциалов мозга человека. В настоящее время арсенал таких методов расширился, включив магнитоэнцефалографию, функциональную магниторезонансную томографию и оптические методы регистрации активности мозга.

Следующим, важнейшим этапом психофизиологического исследования, является конструкция модели, интегрирующей психологические и нейрофизиологические данные. Модель строится из нейроноподобных элементов с тем, чтобы их характеристики можно было сравнить с характеристиками реальных нейронов.

Модель выполняет следующие основные функции: в ней достигается сжатие информации; она непротиворечиво объединяет психологические и нейрофизиологические данные, а также служит формой рабочей гипотезы, позволяя планировать те критические эксперименты, которые должны либо опровергнуть, либо подтвердить предложенную модель. В случае если модель подвергается переделке, ее прогнозы тестируются снова на психофизическом и нейронном уровне. Взаимодействие экспериментальных процедур и последовательных уточнений модели образует 'познавательную спираль' психофизиологического исследования.

В процессе обучения студенты овладевают навыками практического использования современных психофизиологических методов, включая компьютерную полиграфию, магнитно-резонансную томографию, многомерное шкалирование исследований активности нейронов и суммарной активности мозга. Основу обучения студентов-психофизиологов составляет практикум, который начинается с первого и продолжается до девятого семестра, его главной чертой является ориентация на активное участие студентов в экспериментах, т.е. реализацию принципа 'обучение через исследование'. Полученные знания выпускники могут использовать в научных исследованиях, связанных с разработкой систем искусственного интеллекта, различных областях здравоохранения, образования, в эргономике, в профотборе, в спорте.

Дисциплины специализации "Психофизиология":